Алишер Султанов: «Впереди у нас еще больше совместных проектов»

Узбекистан – одна из ведущих энергетических держав на постсоветском пространстве, обладающая серьезными запасами газа. Сегодня Республика активно привлекает финансирование и создает партнерские бизнесы, в частности, с российскими и китайскими компаниями, для реализации проектов в рамках развития ТЭК. Вдобавок Узбекистан активно интегрируется в современную повестку по сокращению углеродных выбросов и строит мощности ВИЭ. О наращивании международных связей и деталях энергетического перехода страны «Нефтегазовой вертикали» рассказал министр энергетики Республики Узбекистан Алишер СУЛТАНОВ.

НГВ: В Узбекистане реализуется Программа мер по увеличению добычи углеводородного сырья. Какую роль в этом сыграли российские компании? Можно ли уже подвести предварительные итоги реализации этой программы? Как Вы их оцениваете?

А.Султанов: В настоящее время в Узбекистане завершается реализация пятилетней Программы по увеличению добычи углеводородного сырья на 2017-2021 годы. Она разработана и реализуется с целью поддержания и дальнейшего увеличения объемов добычи углеводородов на нефтегазовых и газоконденсатных месторождениях Устюртского, Бухаро-Хивинского, Сурхандарьинского и Ферганского регионов.

Финансирование программы осуществлялась за счет собственных средств и кредитов иностранных банков, в том числе российского «Газпромбанка».

С учетом необходимости создания благоприятного инвестиционного климата в целях реализации программы «под ключ» выбор подрядчиков осуществлялся на конкурсной основе.

Конечно, в реализации программы в числе других зарубежных компаний приняли участие и российские компании в качестве субподрядчиков и поставщиков.

Реализация программы включает в себя комплексные мероприятия по строительству и обустройству нефтегазовых месторождений на период до 2022 года. То есть осуществлены работы по бурению новых скважин, капитальному ремонту скважин, строительству технологических объектов, начиная
от газопроводов и заканчивая дожимными компрессорными станциями.

В результате к настоящему времени дополнительно добыто 20,6 млрд м3 природного газа, 182 тыс. тонн нефти, 742 тыс. тонн газового конденсата, Т.е. за счет реализации программы удалось удержать снижение добычи на крупных высокоистощенных месторождениях, а также обеспечить ввод новых месторождений.

Наряду с этим, следует отметить относительно новые проекты, реализуемые с привлечением российских компаний, а это: АО «Узбекнефтегаз» совместно с ПАО «ЛУКОЙЛ» изучается возможность создания совместного предприятия
по осуществлению геологического изучения перспективных нефтегазовых территорий. В настоящее время российской стороной изучается геолого-геофизическая информация по блокам. АО «Узбекнефтегаз» совместно с компанией АО «Зарубежнефть» создано совместное предприятие
ООО «ANDIJANPETRO», которым реализуется инвестиционный проект «Увеличение добычи нефти на месторождениях Хартум, Восточный Хартум и Южный Аламышик» с применением передового опыта, методов и технологий. Реализация проекта позволит совместному предприятию обеспечить с 2023 года стабильную добычу до 32 тыс. тонн нефти в год.

Кроме того, совместно с российской компанией «ИКС Холдинг» в настоящее время осуществляется проект по разработке Концепции цифровизации энергетической отрасли Узбекистана.

НГВ: В рамках ПМЭФ-2021 Вы провели переговоры с министром энергетики России Николаем Шульгиновым. Какие темы обсуждались в ходе этих переговоров? Каковы в целом перспективы развития энергетического сотрудничества между двумя странами?

А.Султанов: Наши встречи проходят не так часто, но они, безусловно, всегда несут в себе важнейшие решения в энергетической сфере для двух стран. В ходе переговоров в Санкт-Петербурге в июле были затронуты вопросы развития взаимодействия в двустороннем и многостороннем форматах, а также ход текущих и перспективы будущих энергетических проектов российских компаний в Узбекистане.

Как, в частности, отметил Николай Шульгинов, «Узбекистан в целом является многолетним партнером России в энергетической сфере, между странами наработаны тесные и устойчивые связи как в двустороннем, так
и в многостороннем формате. Идет активная работа между российскими и узбекскими компаниями в газовой, нефтяной сферах, а также в области электроэнергетики».

Российские компании ведут активное сотрудничество, курируют ряд проектов в сфере электроэнергетики, в частности, по сооружению ГЭС на территории Узбекистана.

В прошлом году в рамках Межправительственной комиссии создана Подкомиссия по энергетике, работа которой нацелена на укрепление сотрудничества российских и узбекских предприятий, и которая сегодня активно воплощает
в реальность поставленные инициативы.

Приведу только один пример таких инициатив. В настоящее время, как уже было отмечено, при поддержке российской компании «ИКС Холдинг» разрабатывается и будет реализована цифровизация всей энергетической отрасли Узбекистана.

Если говорить о последней встрече, то в ее ходе, в частности, обсуждена реализация, на основе сотрудничества с Россией, масштабной Программы по увеличению добычи углеводородного сырья, в которой непосредственное участие с российской стороны принимают «ВЭБ.РФ», АО «Газпромбанк». Отмечена та значимая поддержка, которую оказывает «Газпромбанк» в финансировании инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли Узбекистана. Свой вклад в наше энергетическое сотрудничество вносят «Зарубежнефть», АО «ФОРУС», «Татнефть» и другие авторитетные российские компании.

Отрадно, что в ходе узбекско-российского сотрудничества рождаются и применяются по-настоящему прорывные технологии. Так что впереди у нас еще больше совместных проектов, которые во многом определяют энергетическое развитие наших стран.

НГВ: Одним из ключевых направлений взаимодействия России и Узбекистана в сфере энергетики является подготовка высококвалифицированных кадров. Как обстоит с этим дело на сегодняшний момент? Какие имеются планы по развитию совместных образовательных программ?

А.Султанов: В ряды молодых специалистов организаций системы Министерства энергетики по всей стране ежегодно вливаются выпускники ташкентских филиалов трех известных российских высших учебных заведений.

Профильных специалистов с высшим образованием готовят в филиалах: Российского государственного университета нефти и газа им. И.М.Губкина, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Московский инженерно-физический институт), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (Московский энергетический институт).

НГВ: Начиная с прошлого года Узбекистан полностью прекратил поставки газа «Газпрому» и стал, наоборот, закупать газ у российской компании. С чем это связано? Планирует ли Узбекистан в перспективе вновь стать нетто-экспортером газа в Россию?

А.Султанов: Это очень актуальный вопрос с учетом того, что в области поставок газа в настоящее время идет постоянная корректировка планов, связанная с условиями пандемии.
То же самое касается объемов транзита газа через территорию Узбекистана. В рамках действующих соглашений стороны ведут постоянную деятельность по уточнению взаимных интересов, в зависимости от которых осуществляется партнерство на взаимовыгодных условиях. Таким образом, при достижении тех или иных договоренностей, АО «Узтрансгаз» в рамках сотрудничества с компанией «Газпром» будет осуществлять экспорт природного газа, добываемого в рамках СП и СРП по Договорам комиссий.

a

НГВ: Сообщалось, что в прошлом году в связи с последствиями пандемии поставки газа в Китай резко сократились. Происходит ли сейчас восстановление данных объемов? Как Вы оцениваете объемы поставок узбекского газа в КНР по итогам 2021 года и в последующие годы?

А.Султанов: Как известно, в 2020 году Китай в связи с объявлением карантина из-за коронавируса временно сократил прием природного газа, в том числе узбекского. За счет этого экспорт добываемого в Узбекистане газа в Китай снизился в 3 раза.
В рамках заключенных контрактов на поставку газа в 2020 году в Китай планировалось экспортировать около 2-6 млрд м3газа. В связи с продолжающейся по сей день ситуации с пандемией, вопрос уровня экспортных газовых поставок по китайскому направлению продолжает обсуждаться и представляет интерес для обеих сторон.

Мне хотелось бы подчеркнуть и то, что газовый экспорт в Китай является только одной из сторон сотрудничества Узбекистана и КНР в сфере энергетики. Подкомитет по сотрудничеству в области энергетики Узбекско-Китайского Межправительственного Комитета по сотрудничеству провел 27 апреля т.г. свое шестое заседание. В рамках данной онлайн-встречи, китайские компании были приглашены узбекской стороной к участию в различных проектах по развитию электроэнергетической инфраструктуры Узбекистана, в том числе, по строительству новых и модернизации существующих объектов электросетевого комплекса.

Китай является страной с развитыми технологиями, природными и трудовыми ресурсами и во многом уже реализованным экономическим потенциалом - он остается нашим партнером во многих сферах экономики.

НГВ: Пару лет назад сообщалось, что Узбекистан намерен передать свыше 50 месторождений с падающей добычей нефти под разработку иностранным компаниям на основе риск-сервис контрактов. Реализуется ли сейчас эта программа? Рассматриваются ли российские нефтегазовые компании в качестве потенциальных инвесторов в освоение данных месторождений?

А.Султанов: В настоящее время прорабатывается вопрос привлечения кредитных средств консорциума российских банков в составе Газпромбанка и ВЭБ.РФ под страховое покрытие ЭКСАР, которые будут направлены на финансирование проектов по увеличению добычи углеводородов.

НГВ: Весной нынешнего года было объявлено о намерении продать второй по величине в стране Ферганский НПЗ. С чем это связано? Фигурируют ли в числе потенциальных покупателей российские компании?

А.Султанов: Узбекистан в настоящее время проходит масштабную трансформацию в сфере приватизации. Одним из таких объектов стал Ферганский НПЗ, который был передан в доверительное управление компании Jizzakh Petroleum с марта 2020 года, что позволило заводу перейти на рельсы рыночной экономики.

Что касается промышленных предприятий с государственной долей, таких как Ферганский НПЗ, то для них данный процесс, с учетом того, что заводу более 60 лет, является еще и хорошей возможностью меняться в сторону внедрения современных, несомненно эффективных, в том числе энергоэффективных, технологий.

Приход в процессе приватизации инвесторов, новых собственников, во многом способствует решению этих задач, привнесению в работу отечественных предприятий лучших международных практик.

Здесь я хочу обратить ваше внимание на то, что в стране существует два основных нефтеперерабатывающих завода – Бухарский и Ферганский, общая ежегодная мощность которых составляет 8,95 млн тонн. Однако в настоящее время они работают не при полной загрузке.

Планируется, что после модернизации Ферганский нефтехимический завод, как одно из ведущих предприятий, снова выйдет вперед с расширенным ассортиментом готовой продукции.

Наш Президент Шавкат Мирзиёев дал дополнительные указания по обеспечению завода сырьем и увеличению объемов производства. «Основная цель всей этой работы – загрузить предприятие на полную мощность и обеспечить людей работой».

К 2023 году планируется завершить модернизацию и начать производство бензина и дизельного топлива, которые соответствуют экологическим требованиям класса Евро-5, а также модернизировать масляный блок для производства базовых и моторных масел в соответствии с международными стандартами. Предполагается также, что будущая конфигурация ООО «Ферганский НПЗ» будет включать комплекс гидрокрекинга, а также модернизированные топливные и нефтяные агрегаты, что позволит увеличить глубину переработки нефти до 92%, способствуя увеличению выхода нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью. Увеличится производство авиационного и дизельного топлива, а также базовых и товарных масел. Таким образом, качественно изменится вся линейка продуктов ФНПЗ.

НГВ: Какие мероприятия предусмотрены «дорожной картой» сотрудничества, которую заключили на ПМЭФ-2021 «Национальные электрические сети Узбекистана» и ПАО «Россети»?

А.Султанов: Данная «дорожная карта» включает перечень мероприятий
на 2021-2022 годы, нацеленных на развитие электросетевых комплексов стран, привлечение инвестиций, реализацию проектов с применением цифровых технологий, обмен лучшими практиками и опытом. В том числе планируется проработка пилотных проектов в Узбекистане с возможным участием «Россетей». Эти проекты позволят повысить надежность электроснабжения потребителей и транзит мощности одной из крупнейших тепловых электростанций Республики.

Отметим, что между сторонами заключено соглашение о стратегическом сотрудничестве, подписанное в октябре 2020 года в рамках 21-го заседания Российско-Узбекской Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству в Бухаре. Предусмотрены совместные проекты в области строительства и модернизации сетевой инфраструктуры Узбекистана, в том числе с внедрением передовых технологических решений, взаимодействие при разработке схем и программ развития энергосистем республики и соседних стран.

НГВ: Сообщалось, что в ходе переговоров между Вами и делегацией Татарстана 17 июня 2021 года было предложено рассмотреть реализацию четырех проектов по созданию малотоннажных производств газохимической продукции на территории Узбекистана. Что это за проекты? Почему Республика Узбекистан заинтересована в их реализации?

А.Султанов: В своем современном развитии Узбекистан нацелен
на производство товаров с высокой добавленной стоимостью, в том числе, и перед газохимической сферой стоят задачи по углублению переработки и производству продукции с высокой добавленной стоимостью.

В этой связи, в ходе государственного визита Президента Республики Татарстан в Республику Узбекистан проведена встреча между А.Каримовым, Заместителем Премьер-министра, министром промышленности и торговли Республики Татарстан и А.Султановым, Министром энергетики Республики Узбекистан. Сторонами обсуждены предложения по дальнейшему развитию сотрудничества в области изучения возможностей создания малотоннажных производств газохимической продукции на территории Узбекистана.

С учетом имеющегося опыта компаний Татарстана, спроса как на местном, так и на международном рынке, а также наличия сырьевой базы, Республике Татарстан предложено рассмотреть совместную реализацию таких проектов, как производство полиоксиметилена на базе местного сырья – метанола, производство Бунет-1 и Гексен-1 на базе сырья завода GTL, производство БТК (бензол, тулол, ксилол) с получением 75 тыс. тонн ароматического углеводорода.

Также зарубежным партнерам предложено совместно изучить возможности производства поликарбоната в Республике Узбекистан на базе опыта «Казаньоргсинтез».

НГВ: При финансовой поддержке Внешэкономбанка РФ реализуются 5 проектов в гидроэнергетике, а также ведется обсуждение партнерства еще в ряде гидроэнергопроектов. Какие это проекты? Какой объем мощности планируется ввести? Можно ли говорить о том, что Узбекистан делает ставку на развитие гидрогенерации?

А.Султанов: Действительно, гидроэнергетике, как одной из традиционных видом ВИЭ, в Узбекистане придается особое значение и в данном направлении Россией оказывается всесторонняя поддержка.

В частности в данном вопросе у нас сложились доверительные отношения с ведущими Российскими компаниями – производителями оборудования на контрактной основе. В настоящее время в сфере гидроэнергетики реализуется
5 контрактов при финансовой поддержке ВЭБ.РФ с предоставлением кредитов на льготных условиях на сумму 101,3 млн евро.

По итогам совместно выполняемых проектов предусматривается создание 246,85 МВт новых мощностей, включая строительства новых ГЭС – 88,85 МВт и наращивание мощностей путем модернизации существующих ГЭС – 158 МВт.

К числу вновь возводимых ГЭС можно отнести Нижнечаткальскую ГЭС (76 МВт), Багишамальскую малую ГЭС №2 и малую ГЭС на Пикете 102+00 канала Даргом (12,45 МВт). Процесс модернизации реализуется на Туполангской ГЭС (175 МВт) и Фархадской ГЭС (127,0 МВт).

Планируется, что в конце текущего года завершится реализация проекта Фархадской ГЭС, в следующем году предусматривается сдача в эксплуатацию Туполангской ГЭС, Багишамальской малой ГЭС №2 и малой ГЭС на Пикете 102+00 канала Даргом.

НГВ: В мае 2019 года были приняты законы Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» и «О государственно-частном партнерстве», которые создают нормативно-правовую основу для ускорения реализации проектов ВИЭ. Какие проекты в сфере ВИЭ уже осуществлены в Республике, и какие планируются к реализации?

А.Султанов: Вопрос этот очень важный и отвечать на него можно достаточно долго. Я готов еще раз рассказать об этой теме, важной не только для энергетики, но и для экономики нашей страны в целом.

Пандемия показала, насколько взаимосвязаны здоровье человека и состояние окружающей среды, а также экономический и социальный прогресс. Мы уже не можем игнорировать сигналы, которые нам посылает сама природа. К сожалению, климатические изменения нарастают. У нас в Центральной Азии среднегодовая температура за последние 30 лет выросла примерно на 1 градус. Глубокое беспокойство вызывает сокращение объемов стока главных рек и биоразнообразия в нашем регионе. Усугубляются проблемы парниковых газов и масштабного загрязнения атмосферы. Уже никто не сомневается, что действия стран для достижения целей «зеленого» развития должны быть более активными и более эффективными. Иного выхода у нас нет. В Узбекистане уже начата и реализовывается эта важная работа.

В рамках Парижского соглашения Узбекистан взял на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов на 10% к 2030 году.

Так, Минэнерго начата реализация крупных проектов по строительству солнечных и ветровых электростанций. Страна планирует в ближайшие десять лет более чем в 3 раза увеличить долю возобновляемых источников энергии.

Минэнерго совместно с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и международной консалтинговой компанией Mott MacDonald работает над комплексной стратегией снижения выбросов углерода для Узбекистана.

Понятно, что нынешняя система производства энергии в Узбекистане нуждается в модернизации, и на сегодняшний день в значительной степени зависит от природного газа, но постепенно разработанная стратегия поможет перейти
к низкоуглеродным формам производства энергии, и одновременно удовлетворить быстро растущие потребности в энергии.

Безусловно, отечественная сфера энергетики находится только в начале этого пути, и как для специалистов, так и для людей в целом, это – новая интересная и важная сфера.

Министерством энергетики совместно с Азиатским банком развития (АБР) и Всемирным банком (ВБ) недавно разработан десятилетний план электроснабжения в Узбекистане. К 2030 году выполнение этого плана приведет к созданию дополнительных энергетических мощностей, которые будут включать 5 ГВт солнечной энергии, 1,9 ГВт гидроэнергии и до 3 ГВт энергии ветра.

То, как высок потенциал возобновляемых источников энергии в стране, становится понятно, стоит только посмотреть в окно и увидеть, как ярко светит солнце над Узбекистаном. Государство поставило цель увеличить долю ВИЭ в общем объеме производства электрической энергии к 2030 году до 25%. Сегодня этот показатель составляет 10%.

Уже к сентябрю этого года Минэнерго готовится к сдаче в эксплуатацию первой в стране солнечной фотоэлектрической электростанции промышленного характера мощностью в 100 мегаватт. Она возводится в Карманинском районе города Навои компанией Masdar (ОАЭ).

И это не единственный пример. Еще одна солнечная электростанция мощностью 100 МВт будет сдана в эксплуатацию в ближайшее время в Самаркандской области. Она строится на основе ГЧП вместе с французской компанией Total.

Для общего представления хочу поделиться частью общей картины и рядом прорывных строящихся проектов по «зеленому» росту в сфере возобновляемых источников энергии, реализуемых Министерством энергетики:

· строительство фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Навоийской области. Срок ввода в эксплуатацию: сентябрь 2021 года;

· строительство фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Самаркандской области. Срок ввода в эксплуатацию: декабрь 2021 года. Общая мощность: 2 797 МВт;

· строительство ветровой электростанции мощностью 500 МВт в Навоийской области. Срок ввода в эксплуатацию: сентябрь 2024 года;

· строительство двух ветровых электростанций общей мощностью 1000 МВт в Бухарской области. Срок ввода в эксплуатацию: декабрь 2023 года;

· строительство фотоэлектрической станции мощностью 200 МВт в в Нуратинском районе Навоийской области. Срок ввода в эксплуатацию: 2-я четверть 2023 года;

· строительство фотоэлектрической станции мощностью 457 МВт в Сурхандарьинской области. Срок ввода в эксплуатацию: 2-я четверть 2023 года;

· строительство двух фотоэлектрических станций мощностью по 220 МВт каждая в Самаркандской и Джизакской области. области. Срок ввода в эксплуатацию: 4-я четверть 2022 года.

Уверен, что в большой работе по достижению энергобезопасности Узбекистана, опыт российских компаний, узбекско-российское сотрудничество всегда будут служить не только развитию энергетической сферы наших стран, но и традиционно дружественных отношений Узбекистана и России в целом.

скачать pdf
Читайте также :