Анатомия бензинового кризиса

Летом 2014 года в России разразился очередной бензиновый кризис. В отличие от предыдущих лет, независимые участники рынка столкнулись с почти непрерывным ростом биржевых цен на бензины с первых дней текущего года. Удорожание бензина на бирже сначала потянуло вверх мелкооптовые цены, а затем стоимость бензина начала расти на АЗС. В итоге обещанный руководством страны рост потребительских цен на бензины за весь 2014 год в пределах инфляции реализовался за январь-август. Анатомия этого кризиса проста как амеба. Основа дисбаланса спроса и предложения была заложена в IV квартале 2013 года — I квартале 2014 года, когда нефтяные компании значительно увеличили экспорт товара, стремясь удержать цены от падения в зимний сезон. И, напомним, они их удержали. При этом частные нефтебазы и АЗС не сформировали достаточные запасы бензинов, в итоге рынок реагировал бурным ростом цен на пожары, аварии и плановые ремонты на НПЗ. 
Сложившаяся на рынке ситуация, видимо, является следствием недостаточной эффективности работы Минэнерго как регулятора топливного рынка, ответственного за наличие товара. Ведомство применяет более-менее эффективные методы борьбы с кризисами, но пока не способно их предотвращать. Этот кризис также ставит вопрос о необходимости совершенствования нормативной базы топливного рынка. 
Несколько лет назад избыточный экспорт бензина в конце 2013 года — начале 2014 года мог быть воспринят как изъятие товара с внутреннего рынка. Однако сейчас возникает опасность легитимизации подобных действий нефтяных компаний в рамках логики «совместный приказ и критерии равномерности- регулярности соблюдаются, так какие еще могут быть вопросы?»
Полная версия статьи доступна только после покупки

эта статья

[[ 150 | thousandSeparator ]]

купить статью
Читайте также :