Энергостратегия-2050
ngv
OMR
VI Международная

Дайте России 20 лет...

Председатель редакционного совета журнала «Нефтегазовая Вертикаль» Кирилл Молодцов о приоритетах проектируемой Энергетической стратегии РФ до 2050 года

14 апреля Президент Российской Федерации дал поручение компетентным федеральным органам власти актуализировать Энергетическую стратегию РФ до 2050 года. Обычному человеку и профессионалу понятно, почему такое поручение возникло сейчас, и почему такие поручения возникли в отношении сырьевой базы, промышленного развития и вообще текущего момента развития страны.

Необходимо отметить, что ранее разрабатывавшиеся документы можно считать интересными, можно считать перспективными, но у них всегда был изъян. Во-первых, они ставились «на полку» на второй день после того, как утверждались. И во-вторых, они полностью ориентировались на развитие потенциала крупного бизнеса в России, направленного на создание больших, глобальных, системных, вызывающих для внешнего мира проектов, но при этом слабо учитывали направление точечного, адресного, персонального развития энергетики для каждого гражданина Российской Федерации. Именно поэтому в основе Энергетической стратегии РФ до 2050 года должна лежать цель создания условий для повышения качества жизни каждого россиянина, а не только амбициозные цифры мегапроектов.

Истинный патриот своего Отечества, академик Д.С. Лихачев справедливо отмечал, что любовь к Родине «не должна быть безотчетной, она должна быть умной». То есть желание блага и счастья должно быть сопряжено с умением замечать недостатки, бороться с недостатками, отделять необходимое от пустого и ложного. Это означает, что нам необходимо раз и навсегда отказаться от порочной и губительной практики «показухи», красивой картинки.

Например, в предыдущих энергостратегиях ставились амбициозные цели быть мировыми лидерами по нефтедобыче. Но зачем нам нужно это первенство? Что оно нам, всем россиянам, принесет? Из года в год, за исключением кризисного 2020-го, нефтедобыча в нашей стране уверено растет. Например, в 2017 году добывалось 546,8 млн т, в 2018 – 555,8 млн т. Рост добычи наблюдался и в 2021 году. Однако всего лишь чуть больше половины приведенных объемов уходило на внутренний рынок – переработку в нефтепродукты, топочный мазут, гудрон и т.п. Конечно, кто-то может резонно заметить, что успешное достижение статуса «энергетической сверхдержавы» пока обеспечивает относительную стабильность нашей экономики в условиях санкционной войны с Западом. Но как долго это будет продолжаться, если, с другой стороны, ставка на нефтегазовый экспорт привела к хроническому недофинансированию промышленного сектора и странно дорогой цене на энергию внутри страны, а значит – и к огромной зависимости от импорта?

Здесь нужно сделать важную оговорку. Речь не идет о том, чтобы сдать свои позиции на внешних рынках, полностью отказаться от экспорта в угоду внутреннему рынку. Тот огромный опыт международного сотрудничества, который накопила Россия, заслуженное реноме надежного производителя и поставщика энергии разбазаривать нельзя. Более того, нужно укреплять связи с теми странами, кто готов с нами сотрудничать. Но к вопросу диверсификации нефтегазового экспорта нужно относиться без шапкозакидательских настроений, и не забывать, что, помимо внешних рынков, российские энергоресурсы очень нужны и на внутреннем рынке.

Вместе с тем для блага России и ее граждан не нужно быть самыми добывающими и производить лишнее. И если мы все-таки желаем обустроить свой дом, создать условия для повышения в нем качества жизни, то программа развития отечественной энергетики должна охватывать не только все процессы внутри ТЭК, но и в промышленном секторе. То есть должна быть проведена реальная корреляция с документами развития российской промышленности и сырьевой базы.

Это важно еще и с точки зрения снижения энергоемкости российского ВВП. Сейчас этот показатель выше мирового уровня на 46%. Например, на производство продукции, эквивалентной по стоимости одному доллару ВВП, мы тратим в среднем на 17% больше энергоресурсов, чем Канада или другая страна со схожими климатическими условиями. Это – откровенное расточительство! Сэкономленные энергоресурсы могли бы пойти на расширение внутреннего производства и снижение финансовой нагрузки на налогоплательщиков. Более низкое энергопотребление могло бы также избавить бюджет от дополнительных нагрузок в виде прекращения дотирования тарифов. Отсюда развитие энергоэффективности и ресурсосбережения – это не просто красивые слова в рамках климатических инициатив, но и реальные задачи для обеспечения роста благосостояния граждан, качества их жизни, равно как и национальной экономики в целом. Они должны быть не просто положены в основу новой энергостратегии, но и реализованы в ее рамках.

Говоря об устойчивом социально-экономическом росте России, нельзя забывать, что ее развитие сопряжено с развитием партнеров по Евразийскому пространству. Поэтому новая энергостратегия должна лечь в основу деятельности по формированию единого рынка нефти и газа ЕАЭС, который планируется ввести с 1 января 2025 года. Возможно, эта деятельность активизируется в ближайшие месяцы, и до 1 сентября текущего года будут видны конкретные результаты. В таком случае Энергетическая стратегия до 2050 года должна их отразить, ведь в сегодняшней данности мы больше не можем себе позволить, чтобы обновленный программный документ просто-напросто «лег на полку» из-за несоответствия условиям развития экономики и энергетики России, ее партнеров и мира в целом.

При этом качественная реализация задач данного программного документа невозможна без определения четких контрольных цифр, предельно ясных и проверяемых не только профессионалом, но и рядовым гражданином. И если мы ставим цель создать условия для повышения качества жизни в России, то реализация и выполнение Энергетической стратегии до 2050 года должны коррелировать с показателями роста численности населения страны, роста жилищных условий, расширения географии населенных пунктов, развития мобильности в стране и т.п.

Но показатели эти, равно как и задачи, должны определяться не чиновниками, порой оторванными бюрократическими процедурами от реального положения дел, а общественниками и профессионалами. То есть теми, кто ежедневно сталкивается с нуждами и чаяниями простых людей, кто старается решать их проблемы здесь и сейчас. Отсюда следует, что за ними же, общественными организациями, должен оставаться и контроль за реализацией поставленных задач и целей. Только так возможно понять, что нужно для достижения блага простым людям, и доказать не в абстрактных, удобных цифрах и понятиях, а на деле, что у нас организована достойная жизнь для каждого россиянина.

Сегодня наша страна переживает поистине исторический момент. И чтобы предельно ясно понимать, куда нам теперь идти, куда стремиться, нужно вспомнить замечательные слова академика Д.С. Лихачева: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей». Вот об этом мы все должны заботиться, в том числе в рамках разработки новой энергостратегии России.

скачать pdf
OMR
VI Международная
Читайте также :