PAWebinars

Экспортная стратегия России

Структура и динамика поставок нефти и нефтепродуктов из РФ

Экспорт нефти и нефтепродуктов из России – важный элемент формирования доходов государства, поддержания инвестиционной привлекательности компаний и реализации внешнеэкономических интересов. Поступления от экспорта углеводородов обеспечивают до 30% доходов федерального бюджета и являются источником не только для финансирования выполнения текущих задач государства, но и для формирования резервов. Они служат неким амортизатором в период кризисов и волатильности мировых рынков.

На экспортную стратегию России оказывают влияние не только природный потенциал и инфраструктурная обеспеченность приграничных территорий, но и роль государства в поддержании глобального энергетического баланса. Поэтому реализация проектов, ориентированных на экспорт углеводородов, служит индикатором и проводником геополитических интересов страны в целом.

Так, рост поставок нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона начиная с 2008 года позволил России достичь ряда важных целей. Во-первых, завоевать лидирующие позиции на динамично развивающихся энергетических рынках. Во-вторых, диверсифицировать направления поставок и сделать эффективней экспортную политику страны. В-третьих, ввести в разработку месторождения слабоизученных Лено-Тунгусской и Лено-Вилюйской нефтегазоносных провинций, начать освоение осадочных бассейнов арктических регионов Сибири и шельфов северных морей. В-четвертых, сформировать магистральную трубопроводную и портовую инфраструктуру на востоке страны. В-пятых, укрепить сотрудничество со странами АТР, прежде всего в энергетической сфере.

Мировые тенденции

Период благоприятной конъюнктуры мирового рынка нефти, наблюдавшийся в 2000-е годы, сменился периодом глубоких структурных изменений, который начался с 2010-х годов и продолжается до настоящего времени. При этом сектора мирового энергетического рынка, наиболее подверженные трансформации, оказывают друг на друга взаимное влияние. Так, происходят изменения в региональной структуре добычи нефти, в качественных характеристиках добываемого сырья, в структуре и направлениях международных поставок, усиливаются колебания соотношения цен на различные сорта нефти.

Одним из важных элементов перестройки глобального энергетического рынка является переоценка роли нефти в стратегиях развития крупнейших экономик мира на фоне ужесточения экологических требований и роста межтопливной конкуренции.

Наряду с экономическими, организационными и сырьевыми факторами трансформации мирового энергетического рынка особое место принадлежит технологическим факторам. Разработка и применение новых технологических решений в сфере поиска, разведки и добычи углеводородов не только позволили организовать новые центры нефтегазодобычи, но и способствовали изменениям структуры предложения сырья и динамики цен.

Динамика добычи нефти в мире в период 1970–2019 годов

Развитие технологий добычи сланцевой нефти в США позволило существенно увеличить производительность буровых установок и, как следствие, снизить себестоимость добычи сырья. Устойчивой является высокая корреляция (прямая зависимость) между ценами на нефть и динамикой ввода в эксплуатацию буровых установок, в то время как показатель производительности буровых не привязан к ценам на нефть, что обеспечивает постоянный рост добычи сланцевой нефти в США. За последние пять лет доля США в структуре мировой добычи нефти возросла с 10 до 15,5% (к началу 2020 года). Это не только изменило пропорции рынка и механизм формирования цен на нефть, то и обострило конкуренцию за традиционные и перспективные рынки сбыта углеводородов для России.

Развитие технологий разработки глубоководных месторождений на шельфе Бразилии дало возможность организовать добычу углеводородов на глубине почти 5 км и увеличить производство нефти в стране на 50% за последние 10 лет и почти в три раза за 20 лет, а также организовать новый крупный мировой центр нефтедобычи.

Развитие технологий производства и хранения энергии из возобновляемых источников позволило значительно увеличить их долю в топливно-энергетическом балансе стран ОЭСР и АТР. На фоне глобальной стратегической инициативы по экологизации и декарбонизации экономики рост производства и потребления ВИЭ создает дополнительные барьеры для расширения экспорта углеводородов.

Воздействие этих факторов на мировую нефтяную промышленность, с одной стороны, стимулирует расширение новых источников предложения сырья, но одновременно усиливает нестабильность развития мировой экономики.

Роль ОПЕК+

В последние годы основным инструментом балансировки мирового рынка нефти в условиях интенсивного роста предложения сланцевой нефти и изменения структуры международных поставок являлось соглашение об ограничении добычи в формате ОПЕК+. Данное соглашение между странами ОПЕК и 11 государствами, не входящими в картель, было достигнуто в конце 2016 года. Оно направлено на обеспечение баланса между спросом и предложением сырья, а также на стабилизацию нефтяных цен. Бóльшую часть обязательств взяли на себя крупнейшие производители нефти – Саудовская Аравия и Россия.

Динамика цен на нефть сортов Urals и Brent на мировом рынке

В декабре 2018 года было подписано второе соглашение ОПЕК+. В его рамках страны ОПЕК должны были сократить объем добычи нефти на 800 тыс. барр/сут., а государства, не входящие в картель, – на 400 тыс. барр/сут. В июле 2019 года по итогам встреч министров стран ОПЕК+ данное соглашение было продлено на тех же условиях до 31 марта 2020 года. На долю России приходилось обязательство по сокращению добычи нефти на 228 тыс. барр/сут., что составило 57% от требуемого объема сокращения стран не-ОПЕК.

На протяжении 2019 года мировой рынок нефти оставался относительно сбалансированным благодаря действию соглашения ОПЕК+ и умеренным темпам роста мировой экономики. За прошлый год мировое потребление нефти выросло на 1,4% и составило более 4,5 млрд тонн (см. «Динамика добычи нефти в мире в период 1970–2019 гг.»).

Цена на нефть также не была подвержена сильным колебаниям, средний уровень котировок марки Brent в начале 2019 года составил $63,20/барр, а в конце года – $63,25/барр.

Влияние пандемии

Распространение коронавирусной инфекции с конца 2019 года привело к спаду промышленного производства в крупнейших экономиках мира. Так, ВВП Китая в I квартале 2020 года снизился на 6,8% относительно I квартала 2019 года, при этом пик падения пришелся на январь и февраль. В США объем промышленного производства в марте 2020 года упал на 5,4% относительно февраля. Это привело к резкому снижению спроса на нефть в мире и существенному дисбалансу на рынке на фоне продолжающегося роста добычи. В апреле 2020 года мировой спрос на нефть уменьшился на 25,2 млн барр/сут., а добыча в странах ОПЕК после прекращения сделки выросла на 2,38 млн барр/сут. В мае, по данным МЭА, мировой спрос на нефть сократился на 21,5 млн барр/сут., в июне – на 13 млн барр/сут. Согласно прогнозам ОПЕК и МЭА, в 2020 году среднегодовой уровень спроса на нефть составит около 91 млн барр/сут. При этом в 2019 году он равнялся 99,8 млн барр/сут., а производство нефти – 100,5 млн барр/сут.

Динамика добычи и глубина переработки нефти в России

К апрелю 2020 года стоимость нефти на мировых рынках сократилась практически в три раза относительно начала года. Рост дисбаланса, завершение срока действия соглашения ОПЕК+ в апреле и существенные скидки на нефть, поставляемую Saudi Aramco на европейский рынок, привели к изменению структуры цен на разные сорта нефти в мире (см. «Динамика цен на нефть сортов Urals и Brent на мировом рынке»).

Так, если в 2017–2019 годах наблюдалась тенденция к снижению спреда Brent и Urals, а в 2019 году разница среднегодовых цен на данные сорта составила всего $0,4/барр, то в начале апреля 2020 года на европейском рынке спред вырос до $4,75/барр. Однако в конце месяца на отдельных рынках Urals торговалась с премией к Brent. Это связано со снижением поставок российской нефти в мае и дефицитом тяжелой и сернистой нефти на НПЗ США и Европы, а также с изменением структуры спроса на нефтепродукты, которое в большей степени отразилось на легких сортах нефти.

В результате в течение последних месяцев среднемесячная цена на нефть марки Urals превышает стоимость Brent: в мае разница среднемесячных котировок составляла $3,1/барр, в июне – $2,1, в июле – $0,5 в пользу марки Urals.

На фоне резкого падения спроса на нефть было достигнуто новое соглашение ОПЕК+, которое вступило в силу 1 мая 2020 года. Оно предусматривает три периода ограничения добычи:

· май-июнь 2020 года – на 9,7 млн барр/сут.;

· июль-декабрь 2020 года – на 7,7 млн барр/сут.;

· январь 2021 года – апрель 2022 года – на 5,8 млн барр/сут.

На долю России в рамках первого этапа сокращения добычи приходится 2,5 млн барр/сут. Для всех участников сделки, кроме России и Саудовской Аравии, в качестве базового уровня, относительно которого сокращается добыча, принят объем производства в октябре 2018 года. Для России и Саудовской Аравии в качестве точки отсчета взят показатель среднесуточной добычи нефти в 11 млн барр/сут. При этом в октябре 2018 года среднесуточная добыча нефти в России (без учета газового конденсата) составляла около 10,6 млн барр/сут.

Помимо соглашения ОПЕК+, уменьшению дисбаланса на рынке нефти способствуют и рыночные факторы: снижение уровня цен на нефть ниже рентабельного для ряда производителей и, как следствие, сокращение добычи в ряде стран, не участвующих в сделке (в том числе у крупнейшего производителя сланцевой нефти – в США). Также сверх обязательств добычу сократили Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт. В результате общее снижение добычи нефти в мае 2020 года относительно начала года оценивается в 12 млн барр/сут. В июне данный показатель вырос до 17 млн барр/сут. Вклад США в снижение добычи оценивается в 1,2 млн барр/сут. в мае, к концу 2020 года добыча в Соединенных Штатах может сократиться на 2,8 млн барр/сут. относительно начала года.

Добыча нефти в России

В 2019 году добыча нефти и газового конденсата в России выросла на 5,3 млн тонн и составила 561,1 млн тонн (см. «Динамика добычи и глубина переработки нефти в России»). Такая динамика в условиях действия соглашения ОПЕК+ стала возможна благодаря тому, что в базисном для ОПЕК+ месяце (октябрь 2018 года) был достигнут пик среднесуточного производства нефти в России (1,559 млн тонн). В результате объем среднесуточной добычи в начале 2019 года превышал уровень начала 2018 года на 4%. Однако уже с середины 2019 года ресурс по наращиванию добычи в рамках соглашения был исчерпан.

Экспорт российской нефти и транзитные поставки

С учетом снижения внутреннего спроса на нефть и обязательств по сокращению добычи в рамках соглашения ОПЕК+ в 2020 году ожидается уменьшение производства нефти в РФ. В рамках нового соглашения ОПЕК+, действующего с мая 2020 года, Россия обязуется сократить добычу в мае-июне на 2,5 млн барр/сут., при этом базовый показатель определен на уровне 11 млн барр/сут. Стоит отметить, что с декабря 2019 года для расчета квоты РФ исключен газовый конденсат, а среднесуточный объем добычи нефти без учета конденсата в октябре 2018 года в России составлял около 10,6 млн барр.

Действительно, фактический объем добычи нефти в России до мая 2020 года держался на уровне прошлого года. Так, за январь-апрель 2019 года было добыто 185,4 млн тонн нефти, за аналогичный период 2020 года – 186,8 млн тонн. Однако в течение следующих трех месяцев добыча сократилась более чем на 16% относительно 2019 года. Так, за май-июль 2020 года было произведено 117,6 млн тонн нефти, в то время как за аналогичный период прошлого года – 140,1 млн тонн (см. «Добыча нефти в России в 2020 г.»).

Устойчивой тенденцией в России является увеличение доли добычи газового конденсата, что связано с активным вовлечением в разработку высококонденсатного газа месторождений на севере Западной Сибири. Наряду с этим происходит ухудшение структуры и качества сырьевой базы нефти. Так, увеличиваются объемы вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), низкопроницаемых коллекторов, углеводородов на шельфе и в Арктической зоне. Также растет доля добычи высоковязких и тяжелых нефтей. Главным инструментом стимулирования освоения ТРИЗ является расширение перечня льгот по налогу на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлине. Поэтому недропользователи имеют возможность на начальной стадии освоения месторождений сформировать положительный денежный поток и быстрее окупить инвестиции.

Увеличение производства нефти в 2019 году происходило как в традиционных центрах добычи (на севере Западной Сибири, на старых месторождениях в Поволжье), так и за счет освоения новых центров – Республика Саха (Якутия), шельф Каспийского и Охотского морей. Лидерами среди регионов по приросту добычи нефти стали ЯНАО за счет освоения арктических месторождений (Восточно-Мессояхское, Новопортовское) и Республика Саха (Якутия) за счет наращивания добычи на Среднеботуобинском месторождении.

Региональная структура экспорта нефти из России

Добыча нефти в Волго-Уральской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях обеспечивается активным применением технологий и методов интенсификации извлечения сырья, а также вовлечением в разработку мелких и мельчайших месторождений для компенсации падения производства на крупных и средних месторождениях региона. Активно вовлекаются в разработку сверхтяжелые нефти.

В организационной структуре добычи начиная с 2010 года и по настоящее время сохраняется тенденция к сокращению доли вертикально интегрированных нефтяных компаний с одновременным увеличением доли независимых компаний, в том числе газовых.

Экспорт нефти

В 2019 году, по данным Минэнерго России, общий объем поставок российской и транзитной нефти из РФ увеличился на 9,8 млн тонн – с 277,2 до 287 млн тонн. При этом поставки собственной нефти выросли на 8,4 млн тонн, а транзитной – на 1,4 млн тонн (см. «Экспорт российской нефти и транзитные поставки»).

Поставки нефти в страны дальнего зарубежья в 2019 году составили 248,5 млн тонн (+8,8 млн тонн). Основное направление поставок – Атлантическое (63% экспорта в дальнее зарубежье). На Тихоокеанский регион приходится 37% экспорта российской нефти в дальнее зарубежье. При этом крупнейшими покупателями остаются Китай и Нидерланды (где находится крупнейший транзитный порт Роттердам).

Экспорт нефти в страны ближнего зарубежья сократился на 0,4 млн тонн и составил 17,6 млн тонн. Единственным направлением здесь остается Беларусь. Поставки в Казахстан и на Украину были прекращены соответственно в 2014-м и 2012 году.

Наибольший объем выручки от экспорта нефти был достигнут в 2011 году и составил $181,8 млрд, при средних экспортных ценах $101,7/барр.

Основная часть поставок нефти (81,8%, или 220,3 млн тонн) из России в дальнее зарубежье осуществляется по трубопроводной системе «Транснефти». Минуя ее на экспорт в страны дальнего зарубежья поставлено 49,1 млн тонн, или 18,2%.

Региональная структура экспорта нефти

В 2019 году объем экспорта российской нефти составил 266,1 млн тонн, что на 8,4 млн тонн больше, чем в предыдущем году. Что касается региональной структуры, то 157,2 млн тонн экспортируется в атлантическом направлении в страны Европы. В государства Азиатско-Тихоокеанского региона экспортные поставки составили 91,3 млн тонн. При этом за период 2011–2019 годов доля атлантического направления в структуре экспорта российской нефти сократилась с 70,1 до 59,1%, доля восточного направления выросла с 17,6 до 34,3 % (см. «Региональная структура экспорта нефти из России»).

Азиатско-Тихоокеанский рынок, прежде всего Китай, – основное стратегическое направление наращивания экспорта нефти из России. Объем поставок на соответствующий рынок в значительной степени определяется развитием транспортной инфраструктуры. Поставки на европейском направлении носят регулятивный характер. Все дополнительные объемы, связанные с возможным ростом добычи, которые не реализуются на рынке АТР, направляются в Европу.

Динамика экспорта нефти по основным направлениям в I полугодии 2020

В ноябре 2019 года мощность ключевой магистрали для поставок нефти в восточном направлении – Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) – достигла максимального проектного уровня: 80 млн тонн на участке Тайшет – Сковородино. Далее нефть поступает в Китай по нефтепроводу Сковородино – Дацин (проектная мощность 30 млн тонн в год) и по маршруту ВСТО-2 Сковородино – Козьмино (50 млн тонн в год) с ответвлениями на Комсомольский и Хабаровский НПЗ. В 2019 году объем экспортных поставок по нефтепроводу ВСТО (не включая поставки на российские НПЗ) составил 63,2 млн тонн, что на 3,6 млн тонн больше, чем в предыдущем году.

Спрос на российскую нефть в АТР во многом обеспечен более высоким ее качеством и более комфортными для переработчиков химическими характеристиками. Основным торговым партнером на восточном направлении является Китай. Поставки осуществляются по трем основным направлениям: по нефтепроводу ВСТО, через морской терминал в Козьмино и транзитом через Казахстан. Объем экспорта в Китай по этим направлениям в 2019 году составил 65,9 млн тонн, общий объем поставок в КНР достиг 70,6 млн тонн.

Нидерланды – вторая страна по объему экспорта российской нефти. В 2019 году поставки туда составили 46,2 млн тонн. В Германию отгружено 18,9 млн тонн. В прошлом году существенно вырос объем поставок российской нефти в Турцию – до 8,2 млн тонн (+6,1 млн тонн), США – до 4,7 млн тонн (+2,9 млн тонн) и Великобританию – до 2,4 млн тонн (+1,4 млн тонн).

Снижение спроса на энергетические ресурсы и падение цен на нефть в 2020 году негативно сказались на размере выручки от экспорта российской нефти. В то же время в натуральном выражении объем экспорта российской нефти в первом полугодии 2020 года изменился незначительно. Однако события на мировых энергетических рынках привели к некоторым изменениям в региональной структуре экспорта.

Так, за первое полугодие 2020 года более всего экспортные поставки нефти сократились в направлении Нидерландов (на 26%, или 6,5 млн тонн относительно первого полугодия 2019 года), Беларуси (на 40%, или 3,4 млн тонн), Южной Кореи (на 18%, или 1,5 млн тонн), США (на 43%, или 1,2 млн тонн).

При этом в 2020 году продолжилась тенденция наращивания экспорта российской нефти в Китай: за январь-июнь 2020 года отгружено 38,8 млн тонн, что на 5,3 млн тонн больше, чем за аналогичный период предыдущего года (см. «Динамика экспорта нефти по основным направлениям в I полугодии 2020 года»). Также выросли поставки из России в Германию (на 3,5 млн тонн), Польшу (на 1,8 млн тонн), Италию (на 0,7 млн тонн), Финляндию (на 0,5 млн тонн) и Японию (на 0,5 млн тонн).

Средняя экспортная цена нефти в 2019 году сократилась на $5,7/барр и составила $62,11, в том числе экспортная цена для стран дальнего зарубежья равнялась $63,01, для стран ближнего зарубежья – $49,9. При росте физического объема поставок стоимость экспорта российской нефти сократилась на 6% и составила $121,4 млрд (см. «Средняя стоимость экспорта российской нефти по основным направлениям в 2019 г.»).

Экспорт нефтепродуктов

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) и Росстата, общий объем экспорта российских нефтепродуктов за рубеж составил 142,8 млн тонн (см. «Экспорт нефтепродуктов»). В страны ближнего зарубежья поставки сократились более чем в два раза и составили 4,9 млн тонн. Экспорт нефтепродуктов в государства дальнего зарубежья снизился на 0,9%, до 137,9 млн тонн. Общая стоимость экспортных поставок составила $66,9 млрд, из которых на бензин и дизельное топливо приходится $31,7 млрд. Относительно предыдущего года выручка от экспорта нефтепродуктов снизилась на $11,3 млрд.

В натуральном выражении экспорт нефтепродуктов из России в 2019 году сократился на 7,5 млн тонн. В том числе поставки дизельного топлива снизились на 3,4 млн тонн, до 51,4 млн тонн. При этом объем экспорта автомобильного бензина вырос на 23,1%, до 5,2 млн тонн, поставки мазута остались на уровне предыдущего года.

Средняя стоимость экспорта российской нефти по основным направлениям в 2019

Существенное влияние на структуру производства и экспорта нефтепродуктов продолжает оказывать изменение налогового режима. Так, с 1 апреля 2020 года все темные нефтепродукты, в том числе мазут, отнесены к средним дистиллятам и признаны подакцизным товаром.

Завершение налогового маневра планируется к 2024 году. В течение пяти лет намечается постепенное снижение ставок акциза до нулевого уровня. При этом поэтапный рост НДПИ должен завершиться к 2021 году. Для насыщения внутреннего рынка необходимым объемом топлива и сдерживания экспорта бензина и дизеля было решено ввести обратный акциз для компаний, которые производят и реализуют нефтепродукты внутри страны. Также планируется осуществлять вычеты по акцизам для предприятий в зависимости от географического расположения перерабатывающих мощностей и объема топлива, поставляемого на внутренний рынок.

скачать pdf
Читайте также :