Ужесточение западных санкций против России вызывает вполне прогнозируемую реакцию — Москва стремится укрепить так называемый восточный вектор своей политики и экономики, развитая сотрудничество со странами Азии, и в первую очередь с Китаем. Касается это и нефтегазового комплекса. Летом — в начале осени нынешнего года был подписан целый ряд соглашений, предусматривающих включение в обойму российско-китайского энергетического партнерства ряда новых проектов.
В «китайские объятья» Россию подталкивают не только западные санкции. Важным стимулом является также стремление укрепить позиции РФ на мировом нефтегазовом рынке на фоне глобального перепроизводства УВС и жесткой конкуренции между основными нефтегазодобывающими государствами. Увеличение поставок сырья в КНР позволило бы РФ поддержать уровень своей нефтедобычи и снизить финансовые потери в результате падения котировок «черного золота».
Наконец, немаловажную роль играет и фактор инвестиций. В условиях экономического кризиса и ограничений на доступ к западным финансовым институтам, Китай может стать для России одним из основных источников средств для осуществления амбициозных нефтегазовых проектов. Но эти «китайские объятья» могут оказаться слишком тесными для России.