Газомоторная ставка

Переход на экологически чистые виды транспорта стал одним из приоритетов государственной политики России, и в этом аспекте наиболее актуальной задачей становится развитие рынка газомоторного топлива.

Госкомпании активно развивают газозаправочные сети

Расширение сети газовых автозаправок – один из ключевых приоритетов компании «Роснефть» в розничном секторе. Использование в качестве топлива компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) не только позволяет увеличить максимальный пробег на одну заправку, но и повышает эффективность использования транспорта за счет снижения себестоимости перевозок. Кроме того, существенно снижается негативное воздействие на окружающую среду.

В рамках стратегии по развитию сети АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций) «Роснефть» создала отдельную структуру – ООО «РН Газотопливная компания».

Пока сеть газовых заправок «Роснефти» состоит из 11 АГНКС, однако компания планирует наращивать число газовых станций в регионах, для чего был принят ряд мер.

Во-первых, «Роснефть» запустила программу по развитию сбытовой сети компримированного газа. Во-вторых, с китайской Beijing Gas было заключено соглашение о создании совместного предприятия, которое также займется развитием сети газовых заправок. Об этом «Нефтегазовой Вертикали» рассказали в компании.

Данное соглашение предполагает строительство к 2028 году порядка 170 АГНКС, при этом рассматривается возможность использования в качестве топлива сжиженного природного газа (СПГ).

Развитие сети АГНКС в России является одним из ключевых приоритетов «Роснефти» в розничном бизнесе, который соответствует стратегии «Роснефть-2022» и поручению Президента РФ о необходимости активного развития рынка использования природного газа, как моторного топлива.

Что касается планов на ближайшую перспективу, «Роснефть» намерена ввести в строй около 70 метановых газозаправок на 14 приоритетных рынках. Речь идет о Москве и Московской области, Воронежской и Оренбургской областях, Краснодарском крае, Ставропольском крае, республиках Башкортостан, Мордовия и Удмуртия, а также о Тверской, Рязанской, Самарской, Ростовской, Саратовской и Ульяновской областях.

По словам представителя «Роснефти», инвестиции запланированы на уровне 10 млрд рублей. Предполагается, что основными потребителями станут крупные муниципальные и коммерческие автотранспортные предприятия.

Также в марте 2019 года «РН Газотопливная компания» вошла в состав Национальной газомоторной ассоциации, в рамках которой продолжит работу по развитию рынка газомоторного топлива и повышению уровня использования природного газа в качестве моторного топлива.

Ассоциация является площадкой для разработки отраслевых решений с участием проектировщиков, строителей и владельцев АГНКС, производителей оборудования и транспортных средств, крупнейших потребителей газомоторного топлива, а также финансовых институтов.

Компримированный газ vs нефтепродукты

Компримированный газ имеет ряд преимуществ перед традиционными видами топлива. В первую очередь, в плане экологичности: отработавшие газы автомобилей, использующих КПГ, в несколько раз чище, чем выхлопы двигателей, работающих на нефтепродуктах. При этом и сами объемы выбросов в десятки раз меньше, чем при сгорании продуктов переработки нефти, что делает КПГ и СПГ наиболее экологичными видами моторного топлива. Использование газомоторного топлива сокращает выбросы парниковых газов более чем на 25%.

Также следует учитывать, что потребитель всегда заинтересован в снижении расходов на транспортировку, и в этом плане КПГ также привлекательнее нефтепродуктов: по сравнению с бензином и дизельным топливом стоимость компримированного газа ниже на 6070%. Кроме того, использование газа снижает риск возгорания – так как газ легче воздуха, в случае утечки он сразу же улетучивается.

Переоборудовать двигатель под использование газомоторного топлива технически несложно (сейчас активно развиваются и модернизируются центры по установке газобаллонного оборудования), но достаточно затратно: 65–80 тыс. рублей для легкового автомобиля. Однако эти расходы окупаются за счет экономии на стоимости топлива.

При этом автомобиль сохраняет возможность работы на бензине, становясь фактически двухтопливным. Компримированный газ не содержит примесей, разрушающих детали камеры сгорания двигателя, но сгорает при этом практически полностью, так что нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания не образуется. Кроме того, двигатель, использующий КПГ, работает ровнее и тише бензинового, так как газ легко смешивается с воздухом и равномернее наполняет цилиндры.

Опыт других стран

За рубежом газомоторное топливо применяется уже давно и весьма успешно, причем сразу во многих транспортных отраслях. Так, использование газотурбовозов, работающих на сжиженном природном газе, позволяет существенно сократить потребление электроэнергии на железных дорогах.

Проблема заправки сельхозтехники в удаленной местности решается при помощи передвижных автогазозаправщиков. Газ в качестве топлива широко применяется на общественном транспорте, причем как в населенных пунктах, так и при междугороднем сообщении.

Проблемы и решения

Несмотря на преимущества компримированного газа перед традиционными видами топлива, широкое распространение КПГ сталкивается с целым рядом сдерживающих факторов.

В первую очередь, это высокая стоимость переоборудования автомобиля, снижающая динамику развития газомоторного сектора. Чтобы решить эту проблему, разрабатываются различные стимулирующие программы, целью которых является снижение финансовой нагрузки на потребителя.

Так, «РН Газотопливная компания» уже в ближайшее время запустит маркетинговую программу «Ecopolis», позволяющую арендовать газобаллонное оборудование.

Недостаточная динамика переоборудования транспорта под КПГ осложняет развитие газозаправочной инфраструктуры, поэтому для достижения необходимых темпов ее развития требуется поддержка государства. И здесь наиболее актуальной становится государственная подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» (часть госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики»), разработанная Минэнерго по поручению президента РФ. Цели подпрограммы полностью укладываются в рамки государственной политики РФ, одним из приоритетов которой является переход к модели устойчивого низкоуглеродного развития транспортной отрасли.

В частности, программа предусматривает следующие меры по развитию газомоторного сектора:

· утверждение планов мероприятий (дорожных карт) субъектов Российской Федерации по развитию рынка газомоторного топлива на период 2020–2024 годов;

· рост потребления природного газа как моторного топлива до 11 млрд м3 в год, количество автотранспорта на ГМТ при этом должно вырасти со 150 тыс. до 700 тыс. автомобилей, число объектов газозаправочной инфраструктуры – с 380 до 2400 шт. ;

· предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат по переоборудованию существующей автомобильной техники для использования природного газа в качестве топлива на 2020–2024 год в размере до 10 млрд рублей.

Уже в 2019 году на развитие рынка газомоторного топлива планируется выделить 4 млрд рублей субсидий, из которых 3 млрд рублей будет направлено на развитие инфраструктуры и 1 млрд рублей – на переоборудование транспортных средств.

Перспективы в России и за рубежом

Поэтапный переход всех видов транспорта и техники специального назначения на ГМТ позволит создать газомоторный кластер по производству техники, топлива и оборудования, сформировать управленческие и технологические компетенции в этой сфере, оптимизировать использование топливно-энергетических ресурсов, уменьшить транспортные издержки, снизить объемы выбросов вредных веществ от транспорта в окружающую среду, повысить энергоэффективность, безопасность и надежность функционирования российской транспортной системы.

Кроме того, успешное развитие собственного газомоторного сектора позволит России тиражировать свой опыт в других странах. А это, в свою очередь, будет означать продвижение на международных рынках российских технологий по производству газомоторной техники, топлива и оборудования.

скачать pdf
Читайте также :