Гиря-дизель и иные риски

Идеей фикс российской экономической политики уже давно является отказ от углеводородной зависимости в пользу производства и экспорта высокомаржинальной продукции. При этом естественным мостом между сырьевыми и высокотехнологичными отраслями служит глубокая переработка «черного золота» и «голубого топлива». Поэтому неудивительно, что в последние годы на правительственном уровне был принят целый ряд планов и стратегий в данной сфере. И если в области газо- и нефтехимии ощутимых прорывов добиться не удалось, то программа модернизации НПЗ принесла значимые результаты.
Благодаря реализации четырехсторонних соглашений и малого налогового маневра удалось значительно нарастить объемы переработки и обеспечить переход на использование топлива 5-го экологического класса. Но одновременно в отрасли накапливались проблемы и противоречия, которые могут негативно повлиять на нее в среднесрочной перспективе.
В частности, фискальная политика не смогла защитить отрасль от рыночной стихии. На фоне падения цен на нефть маржа отечественных НПЗ значительно сократилась, хотя их европейские «собратья» ныне переживают подлинный ренессанс. Это грозит сокращением объемов переработки.
В ходе модернизации НПЗ не удалось создать оптимальную структуру российской нефтепереработки. В результате она приобрела «дизельный крен» и оказалась в серьезной зависимости от конъюнктуры европейского топливного рынка. Это особенно опасно в условиях санкционной войны между Россией и Европой.
Процесс повышения качества выпускаемого топлива сопровождался прямо противоположной тенденцией — ростом доли контрафакта на розничном рынке. Это также стало следствием изъянов налоговой политики. Но и развернутая ныне активная борьба с суррогатами может отрицательно сказаться на масштабах переработки в стране.
Наконец, ни четырехсторонние соглашения, ни налоговые маневры не смогли обеспечить мультипликативный эффект для российской промышленности от процесса модернизации НПЗ. Технологическая зависимость от Запада только усилилась. А начатая в последнее время кампания по ипортозамещению явно запоздала — основные проекты уже реализованы, а на новые нет денег. Ситуация может еще более усугубиться, если в жизнь будут воплощены очередные смелые планы Минфина. В случае обнуления пошлин на нефтяной экспорт маржа отечественных НПЗ может окончательно рухнуть. Кому нужна будет нефтепереработка, если сырье можно будет беспрепятственно гнать за рубеж?
Полная версия статьи доступна только после покупки

эта статья

[[ 250 | thousandSeparator ]]

купить статью
Читайте также :