Ялтинская энергетическая конференция
Ялтинская энергетическая конференция
ННФ

Коротко о главном

В СМИ попала информация, что вице-премьер по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев отправил президенту РФ Владимиру Путину письмо о состоянии дел с освоением шельфа Арктики. В нем среди прочего говорится о срыве первоначальных сроков освоения шельфа, делается вывод, что арктический шельф не работает на экономическое развитие России, а также предлагается изменить существующие правила работ на шельфе Арктики.

По мнению Юрия Трутнева, проблема в том, что в 2012 году исключительное право добывать углеводороды на шельфе Арктики получили только компании с государственным участием более 50% (доля в уставном капитале более 50% и (или) распоряжение более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции). То есть фактически две – «Роснефть» и «Газпром». Правда, у последнего есть еще «Газпром нефть», которая сейчас работает на единственном эксплуатируемом участке в регионе – платформе «Приразломная» на одноименном месторождении в Печорском море. Больше ни одного действующего проекта на арктическом шельфе у России нет. Более того, за семь лет нахождения госкомпаний в морях Арктики здесь было пробурено только пять разведочных скважин.

Письмо президенту

В СМИ попала информация, что вице-премьер по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев отправил президенту РФ Владимиру Путину письмо о состоянии дел с освоением шельфа Арктики. В нем среди прочего говорится о срыве первоначальных сроков освоения шельфа, делается вывод, что арктический шельф не работает на экономическое развитие России, а также предлагается изменить существующие правила работ на шельфе Арктики.

По мнению Юрия Трутнева, проблема в том, что в 2012 году исключительное право добывать углеводороды на шельфе Арктики получили только компании с государственным участием более 50% (доля в уставном капитале более 50% и (или) распоряжение более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции). То есть фактически две – «Роснефть» и «Газпром». Правда, у последнего есть еще «Газпром нефть», которая сейчас работает на единственном эксплуатируемом участке в регионе – платформе «Приразломная» на одноименном месторождении в Печорском море. Больше ни одного действующего проекта на арктическом шельфе у России нет. Более того, за семь лет нахождения госкомпаний в морях Арктики здесь было пробурено только пять разведочных скважин.

Вице-премьер связывает столь неторопливое развитие стратегически важного региона с недостатком конкуренции и предлагает допустить на нераспределенные территории шельфа иностранных и российских частных инвесторов в консорциуме со специально созданной для этого госкомпанией-оператором. Что касается уже распределенных между двумя госкомпаниями участков, то Юрий Трутнев считает, что они должны заключить с Правительством РФ договор сроком до 2022 года, в котором будут четко прописаны их обязательства по выполнению работ на арктическом шельфе. Если же таковых планов у владельцев лицензий нет, то права на разработку «брошенных» участков должны быть отозваны у компаний. Кроме того, вице-премьер предлагает построить российскую глубоководную буровую платформу ледового класса за 100 млрд рублей, чтобы сдавать ее в аренду нефтегазовым компаниям, работающим в Арктике.

Известно, что Владимир Путин перенаправил письмо Юрия Трутнева главе Минэнерго РФ Александру Новаку, поручив «рассмотреть» инициативу и доложить свои предложения.

Обратный эффект санкций

Российские экспортеры нефти заработали почти миллиард долларов на санкциях США против Ирана и Венесуэлы, которые спровоцировали острейший дефицит тяжелой сернистой и высокосернистой нефти. На руку отечественным нефтедобытчикам сыграло и то, что, выполняя условия соглашения ОПЕК+ о сокращении объемов добычи, основные экспортеры такого продукта – страны картеля, в первую очередь, Саудовская Аравия, снизили поставки именно тяжелых сортов, как более дешевых.

По иронии судьбы одним из главных пострадавших стали сами США. Импорт из Венесуэлы в страну рухнул с 550 тыс. барр/сут. до 80 тыс., а перед нефтеперерабатывающими заводами Мексиканского залива и Восточного побережья США, спроектированными под переработку тяжелой сернистой нефти, замаячила перспектива остановки. Пострадали все ключевые игроки – Citgo Petroleum, Valero Energy, Chevron. Замена ими была найдена в виде российской сернистой марки Urals. Уже весной этого года закупки американцами российского сырья вышли на рекордные объемы.

По данным Bloomberg, отечественные нефтяные компании получили дополнительный доход в размере не менее $905 млн в период с ноября 2018 по июль 2019 года. Расчет основан на разнице между стоимостью российской экспортной смеси Urals и бенчмарком Brent за указанный период по отношению к среднему показателю за пять лет. Смесь Urals традиционно торгуется с дисконтом к Brent. Ситуация изменилась в ноябре прошлого года, после того как Трамп ограничил глобальные закупки иранской нефти. С начала 2019 года нефть Urals торговалась дороже Brent на сумму от $0,86 до более чем $1/барр.

«Транснефть» выступила с предложением

Компания «Транснефть» выступила с инициативой о передаче под ее управление всех пунктов сдачи и приема нефти без получения этих объектов в собственность. Такое предложение высказал глава «Транснефти» Николай Токарев на встрече с премьер министром РФ Дмитрием Медведевым, которая была посвящена загрязнению нефти в трубопроводе «Дружба» весной текущего года. По информации транспортной монополии, сейчас бόльшая часть из около 150 пунктов сдачи и приемки нефти принадлежит частным структурам и нефтекомпаниям. По словам Николая Токарева, представители «Транснефти» пока не имеют возможности осуществлять операционный контроль и операционную деятельность этих пунктов, что создает риски повторения инцидента с загрязнением нефтепровода.

На встрече была также затронута тема компенсаций за произошедшее с «Дружбой». Как отметил Николай Токарев, этот вопрос компания обсуждает с партнерами. Однако известно, что не все пострадавшие от инцидента согласны с оценками ущерба, которые сделала «Транснефть». Например, по словам вице-президента компании «Роснефть» по коммерции Отабека Каримова, пока «полностью оценить ущерб от инцидента с трубопроводом «Дружба» нельзя, поскольку еще не реализована загрязненная нефть, отгруженная в танкеры в Усть-Луге».

Проблемы с качеством российской нефти обнаружились 19 апреля, о чем «Транснефти» сообщила белорусская компания «Белнефтехим». Менее чем через неделю, 24 апреля, Белоруссия остановила транзит российской нефти из-за отказа европейских потребителей принимать некачественное сырье. После этого инцидента было возбуждено уголовное дело об умышленном загрязнении нефти, и четыре человека отправлены под домашний арест. Транспортировка нефти была восстановлена лишь 9 июня, а компенсировать убытки пострадавшим в добровольном порядке согласилась «Транснефть». Приблизительный объем некачественной российской нефти оценивается в 5 млн тонн.

скачать pdf
Читайте также :