В настоящее время в России эксплуатируется более 70 мелких и средних НПЗ, на которых вся технология переработки нефти сводится к ее атмосферной перегонке. Большинство из них было построено после 2004 года благодаря системе косвенного субсидирования нефтепереработки за счет разницы в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты.
Пошлинные субсидии сделали эффективными инвестиции в простую нефтепереработку, но сами возникшие предприятия не представляют ценности для российской экономики. Фактически государство все это время растрачивало и продолжает растрачивать нефтяную ренту на поддержку предприятий, не способных производить качественную продукцию, в которой нуждался бы внутренний рынок. Не случайно все реформы системы нефтяных экспортных пошлин, начиная со знаменитой «60–66» и заканчивая большим налоговым маневром, помимо других целей, преследовали цель удушения простой нефтепереработки путем сокращения ее субсидирования.
Тем не менее простые НПЗ, выросшие на дрожжах пошлинных субсидий, выжили и в 2017 году переработали 20,2 млн тонн нефти. Стартующее 1 января 2019 года завершение налогового маневра нацелено на полное прекращение их субсидирования. Но положит ли это конец их существованию или нужны иные меры?