Российская нефтепереработка на современном этапе развития

Нефтеперерабатывающая промышленность России – организационно высококонцентрированная и территориально диверсифицированная отрасль НГК, обеспечивающая переработку около 50,8% объема жидких углеводородов, добываемых в стране. Направления развития и функционирования нефтепереработки в РФ обусловлены структурными и технологическими изменениями, произошедшими в связи с модернизацией отрасли в последнее десятилетие. Большое влияние на структуру производства и качество нефтепродуктов оказывают технологическое перевооружение и модернизация оборудования и технологических процессов, а также ценовые шоки на мировом рынке нефти. Помимо этого, ежегодно ужесточаются требования и нормы по качеству сырья и продуктов переработки углеводородов, а также происходят фискальные изменения, направленные на регулирование экспорта темных нефтепродуктов.

Эффективность работы нефтеперерабатывающей отрасли очень чувствительна к изменениям потребительского спроса и в целом следует за тенденцией основных макроэкономических показателей страны. Поэтому последствия пандемии COVID-19 в 2020 году повлекут за собой значительный спад спроса на нефтепродукты как на российском рынке, так и со стороны китайского и европейского рынков.

Резкое падение цен на нефть в I квартале того же года в связи с временным прекращением действия соглашения ОПЕК+ привело к тому, что демпфирующий механизм на нефтепродукты стал работать в обратную сторону. В настоящее время компаниям приходится доплачивать в бюджет за поставку нефтепродуктов на внутренний рынок, а стоимость топлива даже при беспрецедентно низких ценах на нефть остается на прежнем уровне.

Однако в 2019 году нефтеперерабатывающие заводы России продолжили реконструкцию и ввод новых технологических мощностей в рамках национальной программы модернизации. Основные цели этой программы – рост производства высокооктановых бензинов, соответствующих стандартам Евро-5 и выше, организация «безмазутного» производства. В результате глубина переработки в период с 2014-го по 2019 год выросла почти на 15% и составляет в настоящее время 82,8%.

На фоне сокращения производства мазута в этот период на 42% выросла доля выпуска автомобильного бензина и дизельного топлива. Поэтому с точки зрения динамики производственных показателей наблюдается положительная тенденция, но ее сохранение в перспективе будет во многом зависеть от продолжительности текущего кризиса.

Мировые тенденции нефтепереработки

Нефтеперерабатывающая промышленность является основой жизнеобеспечения населения и отраслей экономики во всем мире. Одним из глобальных вызовов устойчивому развитию нефтеперерабатывающей промышленности стало заключение в 2015 году Парижских соглашений на базе Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В результате усилилась тенденция к вытеснению ископаемых источников энергии из топливно-энергетического баланса многих стран.

Динамика мощностей переработки нефти в мире

Одним из радикальных механизмов экологизации экономики является замещение нефтепродуктов в транспортном секторе на газ и электроэнергию. Интенсивное развитие рынка электромобилей обусловлено колоссальной государственной поддержкой как на финансовом, так и на законодательном уровнях. Великобритания, Франция и Нидерланды предполагают полный отказ от продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2030–2040 годам, а страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Индия, Малайзия) – электрификацию всех новых продаваемых автомобилей и ввод норм распространения электрокаров к 2025–2030 годам с последующим полным отказом от нефтепродуктов.

Вместе с тем развитие рынка электромобилей ограничивается рядом факторов:

· необходимостью временных и инвестиционных ресурсов для создания и расширения производственных мощностей;

· недостаточной доступностью и распространенностью главных компонент зарядных устройств (лития, кобальта и никеля);

· слабой инфраструктурной обеспеченностью территорий генерирующими мощностями и зарядными станциями.

Поэтому в долгосрочной перспективе нефтепродукты останутся основным источником энергии на транспорте.

В настоящее время мощности по переработке нефти в мире составляют 5,1млрд тонн и устойчиво растут в среднем на 1% в год. На долю России приходится 6,6%, страна занимает третье место в мире после США (18,7%) и Китая (16,0%). Данный уровень сохраняется на протяжении последних почти 20 лет. Во многом это обусловлено низкими темпами роста экономики в целом, стагнацией численности населения, реальных доходов и недостаточным уровнем моторизации (см. «Динамика мощностей переработки нефти в мире»).

Основной вклад в устойчивый рост мощностей по переработке нефти в мире вносят Китай и Индия – в среднем не менее 5–6% прироста в год. При сохранении текущих темпов роста не исключено, что к 2025 году Китай станет крупнейшей в мире страной по объемам мощностей переработки нефти, обогнав США.

Общеотраслевые тенденции

В России функционирует 37 крупных НПЗ с объемами переработки более 1 млн тонн в год, а также мини-НПЗ (МНПЗ). Суммарная мощность нефтеперерабатывающих предприятий в России оценивается на уровне 328 млн тонн в год.

Российская нефтеперерабатывающая промышленность по валовым объемам является одной из крупнейших (уступает только США и Китаю), однако характеризуется относительно низкой глубиной переработки сырья. Тем не менее усилия ВИНК и независимых компаний по модернизации и строительству современных НПЗ привели к существенному росту данного показателя в период 2014–2019 годов – с 72,3 до 82,8%.

Объем первичной переработки нефти в России

В настоящее время в России активно продолжается модернизация нефтеперерабатывающих заводов с целью роста глубины переработки нефти и увеличения доли выхода светлых нефтепродуктов, организации «безмазутного» производства.

Объем первичной переработки нефти в России в 2019 году сократился на 2 млн тонн и составил 285 млн тонн. При этом уровень загрузки установок по первичной переработке сократился до 87% (см. «Объем первичной переработки нефти в России»).

Снижение объема переработки нефти в стране происходило и в 2015–2017 годах. Все изменения в отрасли за последние годы во многом были связаны с законодательными решениями в сфере налогообложения, снижающими привлекательность экспорта темных нефтепродуктов, а также с регулированием внутреннего рынка топлива (см. «Прирост первичной переработки нефти в России»).

Средняя глубина переработки нефти на российских НПЗ в 2019 году составила 82,8%, что на 0,3% больше, чем в предыдущем (см. «Объем производства основных нефтепродуктов в России»). Рост данного показателя в последние годы, в первую очередь, обусловлен вводом в эксплуатацию новых мощных установок замедленного коксования. Одна из приоритетных задач Правительства РФ – к концу 2020 года достигнуть глубины переработки нефти 90%.

Объем производства основных нефтепродуктов в России

Наибольшая глубина переработки зафиксирована на независимых Антипинском (99,5%), Марийском (99,3%) и Яйском (99,3%) НПЗ. Средний выход светлых нефтепродуктов на отечественных НПЗ составил 62,2%. В 2018 году доля производства автомобильного бензина 5-го класса выросла до 97%, производство дизельного топлива 5-го класса составило 91%.

В 2019 году стартовал очередной этап налогового маневра в нефтяной промышленности, направленный на поэтапный рост фискальных платежей в сфере природопользования (налога на добычу полезных ископаемых) при одновременном снижении пошлин на вывоз нефти и бензина за рубеж. В результате к 2024 году ставка пошлин на вывоз нефти и отдельных нефтепродуктов должна быть снижена до нуля, а для организаций, реализующих отечественное топливо на внутреннем рынке, введен отрицательный акциз. Рост налоговой нагрузки и трансформации в системе налогообложения могут повлечь дальнейшее изменение ценообразования и структуры производства нефтепродуктов.

Налоговый маневр в период 2014–2018 годов привел к значительному сокращению производства мазута. Так, если в 2014 году в России производилось 78,4 млн тонн мазута, то к 2018-му его выпуск сократился до 48,4 млн тонн. В структуре производства основных нефтепродуктов доля мазута сократилась с 40,4% в 2014 году до 29,3% в 2018-м.

А доля дизельного топлива составляет 46,9%. В 2018 году его производство составило 77,5 млн тонн, что на 0,6 млн тонн выше уровня предыдущего года. На автомобильный бензин приходится 23,9% выпуска нефтепродуктов в РФ. В 2018 году его производство увеличилось на 0,3 млн тонн и достигло 39,5 млн тонн.

Структура переработки нефти по федеральным округам (исключая мини-НПЗ)

За последние пять лет произошло сокращение объема инвестиций в нефтепереработку почти в четыре раза – с 290 млрд рублей в 2014 году до 70 млрд рублей в 2019-м, что связано с увеличением налоговой нагрузки на отрасль.

Региональная структура переработки

В региональной структуре отрасли первое место по объему первичной переработки нефти занимает Приволжский федеральный округ. На него приходится 36,4% первичной переработки нефти в России. В 2019 году данный показатель вырос на 0,6 млн тонн и составил 101,7 млн тонн (см. «Структура переработки нефти по федеральным округам»).

Наиболее крупные заводы в округе принадлежат компании ЛУКОЙЛ. Это «Нижегороднефтеоргсинтез» и «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» мощностью 17 млн тонн и 13,1 млн тонн, соответственно. Значительные мощности в округе сосредоточены в Башкирской группе предприятий, а также на НПЗ Самарской области (Новокуйбышевском, Куйбышевском и Сызранском). В регионе также расположены наиболее технологичные заводы с глубиной переработки около 99% (Марийский, ТАНЕКО). Всего в Приволжском федеральном округе функционирует 14 крупных НПЗ.

Второй регион по объему первичной переработки нефти – Южный федеральный округ, территориально наиболее приближенный к экспортным рынкам нефтепродуктов через порты на Черном и Каспийском морях. В 2019 году объем переработки нефти в округе снизился на 0,5 млн тонн и составил 45,5 млн тонн, или 16,3% от общероссийского показателя. В Южном ФО сосредоточено восемь крупных НПЗ. Наиболее крупный из них – Волгоградский НПЗ компании ЛУКОЙЛ с установленной мощностью 15,7 млн тонн сырья в год.

Центральный ФО – третий по масштабам первичной переработки (14,6%). В округе расположены три крупных НПЗ, суммарный объем переработки которых составил 40,9 млн тонн, что на 0,8 млн тонн меньше, чем в предыдущем году. Снижение показателей связано с проведением капитального ремонта технологических установок.

Четвертый регион – Сибирский федеральный округ (14%). В 2019 году объем первичной переработки там сократился на 0,9 млн тонн, до 39,2 млн тонн. Наибольший вклад в снижение данного показателя внес Ачинский НПЗ (–0,7 млн тонн). Всего в округе расположено четыре крупных НПЗ, в том числе крупнейший в России Омский НПЗ.

В Северо-Западном ФО перерабатывается 9,9% российской нефти. В 2019 году объем переработки вырос на 0,7 млн тонн и составил 27,7 млн тонн. В округе находится один из крупнейших российских НПЗ – «Киришинефтеоргсинтез» с объемом первичной переработки сырья более 18 млн тонн в год. Всего в округе работает три крупных НПЗ.

Организационная структура отрасли

Организационная структура нефтеперерабатывающей отрасли России характеризуется высокой концентрацией. На долю ВИНК приходится 83% переработки нефти в стране. Доля независимых компаний составляет около 14,7%, а мини-НПЗ – менее 2,4% переработки нефти (см. «Организационная структура объема переработки нефти в России»).

ПАО «Роснефть»

«Роснефть» – лидер по объему первичной нефтепереработки в России. В состав компании входят девять основных НПЗ: Комсомольский, Туапсинский, Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский, Ачинский, Саратовский НПЗ, Рязанская нефтеперерабатывающая и Ангарская нефтехимическая компании. Кроме того, ПАО «Роснефть» принадлежит 50% акций ОАО «Славнефть-ЯНОС», 28,6% НПЗ Bayernoil (Германия) и другие активы. Также компания владеет долями в нескольких мини-НПЗ. Суммарная проектная мощность ее основных нефтеперерабатывающих предприятий на территории России составляет около 90 млн тонн в год.

Структура переработки нефти на заводах ПАО «Роснефть»

По итогам прошлого года первичная переработка на НПЗ компании составила 74 млн тонн, что на 3,3 млн тонн (на 4,2%) меньше, чем в предыдущем году (см. «Структура переработки нефти на заводах ПАО “Роснефть”»). С учетом активов «Башнефти» объем переработки составил 92,7 млн тонн, или 32,5% от общероссийского показателя. Глубина переработки нефти – 73%, выход светлых нефтепродуктов – 56,7%.

Сокращение переработки в 2019 году было обусловлено плановыми работами по ремонту и техническому переоснащению мощностей, а также оптимизацией загрузки в соответствии с текущим спросом и налоговым режимом.

Наибольший прирост переработки по итогам 2019 года показал Новокуйбышевский НПЗ (0,9 млн тонн), что связано с завершением этапа модернизации установок. В 2019 году в рамках строительства комплекса гидрокрекинга введена в опытно-промышленную эксплуатацию установка по производству реактивного топлива, ее проектная мощность – более 1 млн тонн в год.

Первичная переработка нефти на Комсомольском НПЗ составила 7,2 млн тонн, что на 10% больше, чем в предыдущем году. В 2019 году на заводе начался выпуск малосернистого судового топлива RMLS. На предприятии продолжает реализовываться программа модернизации, ключевым элементом которой является строительство комплекса гидрокрекинга. Его запуск в эксплуатацию позволит повысить глубину переработки до 92%.

На Туапсинском НПЗ объем переработки сократился на 1,7 млн тонн. Там продолжается программа модернизации, направленная на увеличение глубины переработки до 98,5% и переход к выпуску премиальных видов топлива. Также существенно снизился объем переработки на Саратовском НПЗ: в 2019 году переработано 5,6 млн тонн сырья, что на 1,1 млн тонн меньше, чем в предыдущем году.

ПАО «ЛУКОЙЛ»

ЛУКОЙЛ – вторая по объему перерабатываемой нефти компания в России. В состав ее российских перерабатывающих мощностей входят четыре крупных НПЗ, а также два мини-НПЗ. Суммарная мощность установок по первичной переработке на отечественных заводах компании составляет около 50 млн тонн в год, на мини-НПЗ – 0,45 млн тонн (см. «Структура переработки нефти на заводах ПАО “ЛУКОЙЛ”»).

В 2019 году объем переработки компании вырос на 0,9 млн тонн, до 44,1 млн тонн. На ЛУКОЙЛ приходится 15,5% первичной переработки нефти в стране. Глубина переработки сырья на российских НПЗ компании достигает около 90%.

Нижегородский НПЗ – крупнейший завод ЛУКОЙЛа, его установленная мощность составляет 17 млн тонн в год. В прошлом году объем первичной переработки на нем вырос на 0,9 млн тонн и достиг 14,9 млн тонн. На предприятии продолжается строительство установки замедленного коксования, установки дизельных фракций и производства водорода, а также возведение инфраструктурных объектов. Комплекс позволит сократить выпуск мазута на 2,7 млн тонн, повысить глубину переработки до 95,5%, а выход светлых нефтепродуктов – до 76%. Ввод в эксплуатацию комплекса запланирован на 2021 год, а его мощность составит 2,1 млн тонн в год. По итогам 2019 года глубина переработки равнялась 77,1%, выход светлых нефтепродуктов – 62,7%.

На Волгоградском НПЗ первичная переработка составила 14,3 млн тонн, что на 0,1 млн тонн меньше, чем в предыдущем году. В 2020 году планируется завершить реконструкцию установки первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-5. Также в 2020–2021 годах намечается ввод трех новых установок. В перспективе предусмотрено увеличение поставок сырья на НПЗ по нефтепроводам с 14,5 до 15,5 млн тонн в год. В настоящее время завод выпускает высококачественные нефтепродукты, глубина переработки достигает 93,1%, выход светлых нефтепродуктов – 75,6%.

На Пермском НПЗ объем переработки сократился на 0,3 млн тонн, до 12,5 млн тонн. В 2020–2025 годах компания планирует строительство нового комплекса каталитического крекинга, что позволит увеличить выход светлых нефтепродуктов. В настоящее время глубина переработки на Пермском НПЗ составляет 98,1%, выход светлых нефтепродуктов – 69,2%.

Переработка нефти на Ухтинском НПЗ в прошлом году увеличилась на 0,3 млн тонн, это произошло впервые после периода снижения 2015–2018 годов. Однако пожар на установке гидродепарафинизации дизельного топлива, произошедший в начале 2020 года, может привести к снижению производственных показателей. Глубина переработки нефти составляет 96,6%, выход светлых нефтепродуктов – 48,7%.

ПАО «Газпром нефть»

«Газпром нефть» – третья по объему переработки нефти компания. В состав ее российских мощностей входят собственные Московский и Омский НПЗ, а также совместные предприятия («Славнефть-ЯНОС» и Мозырский НПЗ). Установленная мощность собственных предприятий составляет более 34 млн тонн в год. Доля компании в общероссийской организационной структуре переработки составляет 10,8%.

В 2019 году на НПЗ компании переработано 30,8 млн тонн сырья, что на 0,7 млн тонн меньше, чем в предыдущем году (см. «Структура переработки нефти на заводах ПАО “Газпром нефть”»).

На крупнейшем в России Омском НПЗ в 2019 году переработано 20,7 млн тонн нефти, что на 0,3 млн тонн меньше, чем в предыдущем году. На предприятии продолжаются модернизация установки замедленного коксования и строительство ключевых объектов второго этапа модернизации: новой установки замедленного коксования и нового комплекса глубокой переработки. Новая установка замедленного коксования мощностью 2 млн тонн в год позволит исключить выпуск мазута и увеличить производство бензина и дизельного топлива с каждой тонны переработанной нефти, а также выпускать высококачественное сырье для алюминиевой промышленности – нефтяной кокс. Строительство комплекса глубокой переработки планируется завершить в 2021 году. Он позволит существенно увеличить выход светлых нефтепродуктов.

Структура переработки нефти на заводах ПАО «Газпром нефть»

Реализация второго этапа модернизации даст возможность повысить глубину переработки до 97% (сейчас она равна 89,6%), а выход светлых нефтепродуктов до 80% (ныне – 70,6%).

На Московском НПЗ в 2019 году переработано 10,1 млн тонн нефти, что на 0,4 млн тонн меньше уровня предыдущего года. В 2020 году запланирован запуск комбинированной установки «Евро+», которая позволит увеличить объем переработки до 12 млн тонн. В нынешнем году также ожидается начало строительства комплекса глубокой переработки, в который войдут установки гидрокрекинга вакуумного газойля (2 млн тонн в год) и замедленного коксования (2,4 млн тонн в год). Завершить сооружение комплекса планируется в 2024 году. В настоящее время глубина переработки нефти на предприятии составляет 82,2%, а выход светлых нефтепродуктов – 59,3%.

Объем переработки на заводе «Славнефть-ЯНОС» составил 15,1 млн тонн, из которых доля «Газпром нефти» – 7,5 млн тонн. Глубина переработки равнялась 65,4%, выход светлых нефтепродуктов – 54,5%.

Основной рост эффективности НПЗ «Газпром нефти» связан с проектами переработки нефтяных остатков.

ОАО «Сургутнефтегаз»

В 2019 году объем переработки нефти ПАО «Сургутнефтегаз» составил 18,6 млн тонн, что на 0,4 млн тонн выше уровня предыдущего года (см. «Структура переработки нефти на заводах ОАО “Сургутнефтегаз”»). Доля компании в общероссийском объеме первичной переработки равнялась 6,5%.

«Сургутнефтегаз» осуществляет переработку нефти на Киришском НПЗ. В 2019 году на данном предприятии завершено техническое перевооружение объектов комплекса глубокой переработки ЭЛОУ-АВТ-6.

«Славнефть-ЯНОС» – совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти». В 2019 году объем переработки там составил 15,1 млн тонн, что на 0,6 млн тонн меньше, чем в предыдущем. Установленная мощность завода равняется 15 млн тонн.

В прошлом году между «Газпром нефтью» и «Роснефтью» заключено соглашение о строительстве комплекса глубокой переработки. В его рамках планируется сооружение установок замедленного коксования (3,4 млн тонн) и гидроочистки дизельного топлива (2,1 млн тонн). Кроме того, комплекс объединит технологические процессы производства водорода и серы. Завершение строительства намечено на 2024 год.

Также на заводе запланирована реконструкция установки вакуумной перегонки мазута ВТ-6, в результате чего ее производительность должна вырасти на 29%, а проектная мощность составит 6,2 млн тонн в год. Завершение реконструкции запланировано на 2022 год.

Модернизация действующих установок и строительство новых мощностей позволят увеличить глубину переработки до 97% (ныне 65,4%), а выход светлых нефтепродуктов – до 73% (сейчас – 54,5%).

ПАО «Татнефть» и ПАО «Башнефть»

В 2019 году нефтеперерабатывающие заводы ПАО «Татнефть» показали наибольший прирост объема переработки среди российских НПЗ. За год данный показатель увеличился на 1,4 млн тонн и составил 10,3 млн тонн (см. «Структура переработки нефти на заводах ПАО “Татнефть”»). Переработка осуществляется на комплексе ТАНЕКО, который является одним из лидеров по глубине переработки нефти в России (99,2%). Выход светлых нефтепродуктов на заводе достигает около 87%.

Структура переработки нефти на заводах ПАО «Татнефть»

В прошлом году введена в эксплуатацию установка ЭЛОУ-АВТ-6, увеличившая мощность переработки до 15,3 млн тонн в год. В феврале 2020 года запущена установка гидроочистки тяжелого газойля коксования мощностью 0,85 млн тонн. Она позволяет получать гидроочищенный газойль, дизельные фракции для производства дизельного топлива, соответствующего стандарту Евро-6. Также на нынешний год запланировано комплексное опробование установок гидрооочистки средних дистиллятов, каталитического крекинга, производства водорода-3, гидроконверсии гудрона.

Перерабатывающие мощности компании «Башнефть» представлены тремя заводами: «Башнефть-УНПЗ», «Башнефть-Новойл» и «Башнефть-Уфанефтехим». Их общая мощность – более 23 млн тонн в год. В 2019 году объем первичной переработки составил 18,7 млн тонн, что на 0,4 млн тонн больше, чем в предыдущем году. Рост объясняется повышением эффективности операционного управления и интеграцией производственных процессов заводов компаний «Роснефть» и «Башнефть».

В 2019 году объем переработки на Уфимском НПЗ сократился на 0,1 млн тонн, до 4,5 млн тонн (см. «Структура переработки нефти на заводах ПАО “Башнефть”»). В перспективе на заводе планируется строительство установки замедленного коксования, что позволит увеличить глубину переработки.

Объем переработки на предприятии «Башнефть-Уфанефтехим» вырос на 0,4 млн тонн и достиг 7,4 млн тонн.

Программа модернизации ПАО АНК «Башнефть» позволит увеличить глубину переработки до 98% (ныне – 86%), а выход светлых нефтепродуктов – до 79% (сейчас – около 68%).Также предполагаются развитие нефтехимического направления и рост синергетического эффекта от интеграции с НПЗ.

Независимые НПЗ

В период 2000–2017 годов наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению объемов переработки нефти на независимых НПЗ. Так, были построены новые крупные независимые НПЗ, такие как Антипинский, Яйский, Ильский, «Славянск ЭКО», а также расширены производственные мощности ранее эксплуатировавшихся заводов.

В результате годовой объем перерабатываемой нефти за период 2010–2017 годов увеличился на 80%. Однако в последние два года переработка независимыми НПЗ сокращается. При этом весь объем сокращения в группе независимых НПЗ пришелся на два завода: Марийский и Антипинский (ранее принадлежащие группе New Stream).

Наибольший вклад в сокращение переработки в 2018–2019 годах внес Антипинский НПЗ. Рискованная финансовая политика, рост стоимости обслуживания долга в иностранной валюте и влияние налогового маневра привели к признанию завода банкротом в декабре 2019 года, объем переработки за два года сократился на 2,4 млн тонн.

На Марийском НПЗ переработка сократилась на 0,6 млн тонн, что также связано с перебоями в поставках сырья на фоне финансовых проблем самого предприятия. Негативное влияние оказал и налоговый маневр.

А на остальных заводах переработка стабилизировалась либо возрастала (см. «Структура переработки нефти на независимых НПЗ»). По итогам прошлого года переработано 41,8 млн тонн нефти, что на 0,9 млн тонн меньше, чем в предыдущем году. Выход светлых нефтепродуктов составляет в среднем 54%.

Структура переработки нефти на независимых НПЗ

Наибольший прирост переработки в 2019 году показал Афипский НПЗ (0,4 млн тонн). С осени 2018 года у предприятия возникли финансовые проблемы, а в апреле прошлого года производство полностью остановилось. Но после перехода завода под контроль группы САФМАР в мае 2019 года производство возобновилось. По итогам года переработка выросла до 5,5 млн тонн. В соответствии с соглашением, заключенным с Правительством РФ, на заводе продолжается модернизация. На 2022 год запланирован ввод в эксплуатацию комплекса гидрокрекинга мощностью 2,5 млн тонн в год.

В конце 2018 года Минэнерго заключило соглашения с девятью НПЗ (в том числе независимыми: Новошахтинским, Афипским, «Орскнефтеоргсинтезом», Антипинским, Марийским, Ильским и «Славянск ЭКО») о строительстве установок вторичной переработки нефти. Это позволит заводам претендовать на получение возвратного акциза в рамках завершения налогового маневра. На основе данных соглашений к 2026 году планируется ввести в эксплуатацию 13 установок, благодаря чему выход светлых нефтепродуктов увеличится до 75–80%.

Уникальные проекты в нефтепереработке

Первый проект – это строительство завода катализаторов в г. Омск. Он позволит сделать отрасль практически полностью независимой от импорта катализаторов для переработки сырья. Инвестиции «Газпром нефти» в проект составляют более 30 млрд рублей.

Завод планируется построить в 2021 году. Потребителями катализаторов будут не только российские предприятия, но и нефтеперерабатывающие заводы стран ближнего зарубежья.

Второй проект – это строительство с 2016 года установки гидроконверсии гудронана ТАНЕКО (г. Нижнекамск) по лицензированной российской технологии. Запуск данной установки даст возможность практически полностью перерабатывать сверхвязкую нефть (природный битум). Из гудрона можно получить практически 95% жидких нефтепродуктов.

Проблемы и достижения

Одной из ключевых проблем российской нефтепереработки и нефтехимии является сильная зависимость от импортных технологий и оборудования. В настоящее время в отрасли нет жестких запретов на использование импорта, что замедляет процесс импортозамещения. Также в качестве проблем можно выделить проводимый налоговый маневр, из-за которого компании резко снизили инвестиции в обновление производств.

В числе положительных тенденций развития нефтеперерабатывающей отрасли – увеличение в два раза за последние десять лет количества установок гидрокрекинга и замедленного коксования. Кроме того, появилось восемь независимых НПЗ, улучшилось качество дизельного топлива и бензина.

С 2016 года отечественные предприятия вырабатывают автобензины и дизельное топливо только стандарта Евро-5. Причем если в Европе для перехода моторных топлив на такой уровень потребовалось десять лет, то в России – всего три года. В настоящее время достаточно успешно решается вопрос импортозамещения катализаторов, что приобретает особую важность в условиях высокой зависимости от зарубежных закупок по некоторым видам данной продукции.

скачать pdf
Читайте также :