Нефтегаз-2019
MIOGE-2019
РНК МНС
Энергоэффктивность и ВИЭ

№18'18

Энергоэффктивность и ВИЭ

Энергоэффктивность и ВИЭ

[[ 1357 | thousandSeparator ]] руб.

Читайте в номере:

Опасная альтернатива

Сегодня, несмотря на достаточно долгосрочную стабилизацию цен на нефть, уже практически никто не  ждет их  возвращения к  заоблачным высотам в  $100–150 за  баррель. Более того, по-прежнему звучат опасения по поводу их возможного падения – до $40, и даже ниже. И это связано не только и не столько с ростом предложения углеводородного сырья (в частности – в результате американской сланцевой революции) и не с замедлением темпов глобального экономического развития (как следствие торговых войн), сколько с двумя другими напастями.
Речь идет о повышении энергоэффективности мировой экономики и расширении сектора возобновляемой энергетики. Выполняя решения Парижской конференции по  климату, многие страны принимают амбициозные программы в сфере энергосбережения.
Россия не стала исключением – в апреле нынешнего года президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев подписали важные документы, связанные с повышение энергоэффективности. Это не может не отразиться на объемах спроса на традиционные энергоносители. Одновременно в мире интенсивно развивается альтернативная энергетика. Причем в данном процессе активно участвуют… ведущие нефтегазовые компании. Российские же ВИНК делают только первые шаги в этом направлении.
1133

Стабильность инвестклимата: уроки истории

С момента образования постсоветской России в стране не прекращается дискуссия на тему создания благоприятного инвестиционного климата, то сопровождаемая всплесками публичного интереса к ней, то затухающая ненадолго. Сегодня мы наблюдаем новый виток повышенного внимания к этой теме. Вызвало его известное письмо помощника президента РФ Андрея Белоусова о ретроактивном изъятии девальвационной прибыли у ряда компаний несырьевого сектора.
Предыдущий всплеск внимания и  по  сходному поводу вызвало аналогичное предложение трехлетней давности тогдашнего министра финансов (в то время еще не первого вице-премьера) Антона Силуанова об изъятии девальвационной прибыли у нефтяников и газовиков, которое тоже должно было иметь об- ратную силу. Дежавю…
942

Белорусские последствия российского маневра

Недавно цена на бензин в Белоруссии выросла – в пересчете на доллары на полцента за литр. Так про- исходит регулярно на протяжении 2018 года. В последние годы получение недорогой нефти из России способствовало поддержанию низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке Белоруссии. Но, очевидно, белорусская власть готовится к изменениям условий поставок сырья из РФ. И, чтобы избежать резкого повышения цен на горючее, делает это постепенно.
В первую очередь Минск настораживает нефтяной налоговый маневр, который Москва задумала на ближайшие годы и который отразится на экономике Белоруссии.
915

Трансграничный прецедент

Летом нынешнего года в российском нефтегазовом комплексе разгорелся очередной корпоративный конфликт – между «Роснефтью» и участниками соглашения «Сахалин-1», среди которых фигурируют «дочки» самой госкомпании. Это стало сюрпризом, хотя рано или  поздно такой конфликт должен был случиться!
С одной стороны, предпосылки к нему заложены в самом российском законодательстве, которое не регулирует вопрос разработки трансграничных месторождений. Предпринятые еще полтора десятилетия назад попытки заполнить этот правовой пробел, заимствуя мировой опыт, так ни к чему и не привели. С другой стороны, практика подачи судебных исков в России давно превратилась в право сильного – способ давления на несговорчивых оппонентов, в том числе на зарубежные корпорации. Как правило, такие иски заканчиваются мировыми соглашениями в пользу отечественных государственных компаний.
787

На пороге нового мегацикла мировой экономики

Энергия  –  это движущая сила триады общество–экономика–экология. Однако для  обеспечения устойчивого и гармоничного развития топливно-энергетического комплекса необходимо учитывать цикличность процессов в данной сфере, отказаться при прогнозировании от примитивного экстраполирования уже достигнутых результатов. Начало нового экономического цикла, переход к очередному (уже седьмому!) технологическому укладу заставляет внимательно проанализировать роль углеводородного сырья в энергетике будущего. На фоне стремительного развития возобновляемых источников энергии нефть и газ, безусловно, частично сдадут свои позиции. Но они будут по-прежнему востребованы в целом ряде секторов глобальной экономики.
758

Путь к цифровой трансформации

Цифровые технологии помогают провести преобразование операционной структуры предприятий почти во всех отраслях экономики, и нефтегазовый сектор больше не может оставаться в стороне. Потенциальные преимущества цифровизации очевидны. Они включают в себя повышение производительности и безопасности деятельности, а также сокращение расходов. Более того, для нефтегазовых компаний, уже столкнувшихся со снижением цен на нефть и замедлением темпов роста операционной прибыли, одним из существенных преимуществ внедрения цифровых технологий может стать их устойчивость к негативным последствиям экономического спада, которым подвержена отрасль. Однако стремительные изменения в мире цифровых технологий, их тесная связь и зависимость друг от друга, а также разнообразие названий для одних и тех же технологий зачастую усложняют процесс цифровой трансформации в отрасли. Ведущие технологии с модными названиями, в частности искусственный интеллект и машинное обучение, дополненная и виртуальная реальность, почти не имеют существенных различий, с точки зрения предлагаемых преимуществ, и являются в высшей степени зависимыми друг от друга. Все это приводит к возникновению неокупаемых капиталовложений, значительных расходов, связанных с применением той или иной технологии. В итоге при масштабных инвестициях в цифровизацию выгоды могут оказаться незначительными.
1102

Уроки турецкого для российского газа

Обрушение курса турецкой лиры в августе 2018 года обострило хронические недуги национального рынка природного газа и аукнулось крайне неблагоприятными последствиями практически для всех его участников. Это стало следствием несовершенства механизма регулирования, нерешительности и половинчатости при проведении реформ в отрасли.
В этой связи напрашиваются параллели с ситуацией на газовом рынке РФ, который также остается недореформированным. Хотя проблемы здесь и проявляются в менее болезненных формах, чем в Турции, но они явно тормозят развитие отрасли.
Безусловно, реформы в сфере природного газа в РФ не должны форсироваться любой ценой, слепо следуя европейским шаблонам. Они должны быть продуманы в мельчайших деталях, с тем что- бы обеспечить их системность и цельность, чего явно не хватает нынешней турецкой модели.
680

Перспективы рекорда видны все яснее

Если, судя по  результатам первого квартала 2018  года, перспективы поставок газа на  экспорт в Европу выглядели неопределенными, то к концу первого полугодия повышенный спрос на российский газ позволяет с уверенностью предположить выход на рекордные показатели по итогам года.
Рост потребностей в  российском газе происходил на  фоне снижения европейского потребления. Если с  2014 по  2017  годы оно стабильно росло, увеличившись на  82,8 млрд м3, или 17 %, то в начале нынешнего года ситуация изменилась. По предварительным оценкам, в первом полугодии объем потребления природного газа в европейском дальнем зарубежье сократился по сравнению с первым полугодием 2017 года на 7,9 млрд м3, или 2,6 %, составив 291,1 млрд м3.
Снижение спроса тем не менее не отразилось на отборах по контрактам ПАО «Газпром», которые только выросли. Какие же ключевые факторы определили развитие ситуации на европейском газовом рынке в январе-июне 2018 года и каковы возможные тенденции в краткосрочной перспективе?
1008

Трендам вопреки

Глобальный рынок электромобилей развивается семимильными шагами. В  2017  году в  мире числилось уже 3,4 млн зарегистрированных машин на электротяге. В России такое авто пока остается игрушкой для богатых. В отсутствие диалога правительства и производителей электрокаров эффективность любых стимулирующих мероприятий оказывается под вопросом.
Вопреки мировым трендам, в нашей стране гораздо больше предпосылок для дальнейшего развития имеет транспорт на  компримированном газе. Этому способствуют огромная ресурсная база, незадействованные производственные мощности, национальные производители транспортных средств, государственная политика стимулирования использования газомоторного топлива, а также быстрая окупаемость дополнительных затрат при покупке автомобиля на КПГ.
Если и в дальнейшем фокус усилий органов власти будет направлен на развитие газомоторного транспорта и  в  особенности заправочной инфраструктуры, государство сможет получить значительный мультипликативный эффект, который вряд ли дадут электромобили.
497
РНК МНС