Свежий выпуск №9'17

ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ТОЧКИ РОСТА

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
Статья
Автор: ВЛАДИМИР ЖУРАВЛЕВ, ПАВЕЛ МУЗЫЧУК, ООО «Газпромнефть-Восток» ЕВГЕНИЙ КИБИРЕВ, ООО «Газпромнефть НТЦ»
Истощение традиционных месторождений и, как следствие, растущая себестоимость добычи ставят перед нефтяниками задачу снижения издержек, в том числе за счет внедрения энергосберегающих технологий. За три года реализации программы энергосбережения ООО «Газпромнефть- Восток» вывело показатель удельного расхода электроэнергии на уровень лучших в отрасли. Добиться этого удалось в усложняющихся условиях добычи, причем без дополнительных закупок дорогостоящего оборудования. Главным слагаемым успеха стала оптимизация параметров и режимов работы насосных установок.
Статья
Автор: РУСТАМ ВАЛИАХМЕТОВ, БашНИПИнефть
Хотя до 80% нефти сегодня добывается при помощи УЭЦН, эксплуатация малодебитных скважин более эффективна с применением штанговых глубинных насосов (ШГН). Однако условия функционирования насосных установок постоянно усложняются, и это требует новых подходов и решений.
Это в полной мере относится к ООО «Башнефть-Добыча», большинство скважин которого оснащено штанговыми насосами. Внедрение новых технологий и использование системы мониторинга механизированного фонда позволили существенно увеличить производительное время работы скважин с ШГН и снизить количество отказов оборудования.
Статья
Автор: ДМИТРИЙ РЕНЕВ, ПАО «ЛУКОЙЛ»
В прошлом году все нефтегазодобывающие дочерние общества ПАО «ЛУКОЙЛ» увеличили наработку на отказ механизированного фонда скважин. Факт тем более примечательный, что почти половина скважин компании относится к осложненному фонду.
Прогресс достигнут, прежде всего, благодаря внедрению новых технологий и оборудования в практику большинства НГДО. Не все результаты опытно-промышленных испытаний признаются успешными. Тем не менее, многие новинки, в том числе разработанные «дочкой» ЛУКОЙЛа ООО «ЭПУ ИТЦ», позволили повысить надежность добывающего оборудования и, как следствие, производительное время работы скважин. А также в ряде случаев — сократить затраты на процесс мехдобычи.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Максимальная конкретика и широкое представительство — таковы, пожалуй, главные приметы Международной практической конференции «Механизированная добыча нефти — 2017». В очередной раз, теперь в «Экспоцентре», собрались представители организаций, непосредственно связанных с сегментом мехдобычи: ВИНК, сервисных компаний, заводов- производителей, научных центров, государственных и частных инвестиционно-финансовых структур.
Речь шла об опыте эксплуатации механизированного фонда скважин, внедрении новых разработок и трудностях этого процесса, о способах поддержки перспективных инновационных технологий.
В этом году конференция впервые проходила при официальной поддержке Министерства энергетики РФ. Кроме того, конференция предваряла крупные отраслевые события — Национальный нефтегазовый форум и Международную выставку «Нефтегаз-2017».
Статья
Автор: Интервью с МАРАТОМ ЗАЙДУЛЛИНЫМ, руководителем нефтегазового центра «Сколково»
Импортозамещение невозможно без развитого инновационного процесса. Между тем мировой опыт свидетельствует: значительная часть инноваций зарождается не в недрах крупных корпораций, а в умах отдельных энтузиастов или в небольших командах ученых-единомышленников. И чтобы они «дозрели» до масштабных промышленных проектов, нужна система поддержки стартапов.
За рубежом такая система уже давно налажена и включает в себя сотни и тысячи венчурных фондов и технологических парков. В России же первым значительным шагом на этом пути стало создание Фонда «Сколково». О том, какие проблемы отечественного НГК помогают решать его резиденты, «Вертикаль» беседует с руководителем нефтегазового центра «Сколково» Маратом ЗАЙДУЛЛИНЫМ.
Как отмечает наш собеседник, под кровом фонда действует уже около полутора сотен компаний, разрабатывающих технологии для НГК. На их счету — целый ряд прорывных идей, которые способны значительно повысить эффективность геологоразведки, добычи и переработки углеводородного сырья.
Статья
Автор: СЕРГЕЙ СМИРНОВ, независимый эксперт, Казахстан
2017 год, который так радужно рисовали в правительстве Казахстана еще пять лет назад, не несет положительных новостей для автовладельцев: на АЗС республики в третий раз с начала года и второй раз за февраль повысились цены на бензин. В итоге стоимость литра АИ-92 подскочила до 142 тенге. Несмотря на то, что республика располагает и собственным сырьем, и возможностями производства нефтепродуктов, страна до сих пор себя полностью ими не обеспечивает.
Абсурдность ситуации стала следствием сырьевого лоббирования. По факту можно сделать вывод, что власти не считают отечественную нефтепереработку приоритетным направлением развития. Согласно принятому в мае 2009 года Комплексному плану развития нефтеперерабатывающих заводов на 2009–2015 годы их масштабная модернизация должна была, сняв зависимость от импорта, с избытком обеспечить страну и отечественным бензином, и дизельным топливом, и авиакеросином. Однако сегодня эти НПЗ по-прежнему не в состоянии обеспечить республику топливом ни по качеству, ни по количеству, что приводит к росту цен и сохранению зависимости от импорта.
Дефицит продолжает традиционно компенсироваться поставками из России, а чиновники столь же традиционно продолжают обещать изобилие отечественного бензина, сдвигая сроки его наступления в будущее. Сначала фигурировал 2015 год, потом 2016-й, 2017-й… В Министерстве энергетики не исключают даже, что со следующего года Казахстан станет экспортером ГСМ.
Статья
Нейтральная зона выпала из внимания отрасли, с тех пор как в 2015 году Саудовская Аравия и Кувейт, работающие на разде- ляющей их нейтральной территории, остановили скважины. Недавно Кувейт сообщил, что летом этого года добыча возобновится. Доказанные запасы Нейтральной зоны, которые оцениваются в 5 млрд барр, как и добыча, делятся поровну между двумя странами.
Уровень добычи обычно составляет 500–600 тыс. барр/сут., примерно столько же, сколько сейчас добывает Ливия. Соответственно возобновление добычи повлияет на результат сокращения добычи Саудовской Аравии и Кувейта. Однако обе страны сделали за- явления о том, что в соответствующем объеме будет снижено производство на других месторождениях. Для Саудовской Аравии это сделать несложно, так как ее доля в добыче Нейтральной зоны составляет лишь 3% от текущего уровня 10 млн барр/сут.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Говоря о главных итогах работы нефтегазового комплекса Казахстана в 2016 году, чаще всего вспоминают о долгожданном запуске проекта разработки супергигантского морского месторождения Кашаган. Безусловно, это событие, несмотря на множество публичных сомнений в рентабельности проекта при ценах на черное золото ниже $70/барр, выглядит заявкой на начало новой — морской — эпохи развития нефтяной индустрии Казахстана.
Однако в 2016 году в крупнейшей после России постсоветской нефтяной стране заявили о себе и другие важные тенденции. После перерыва несколько возросло число недропользователей, ведущих активную промысловую деятельность. Казахстан почти сохранил прежний уровень экспорта сырой нефти и перевыполнил план ее переработки для внутреннего рынка. В то же время в стране продолжается сокращение инвестиций в нефтегазовую отрасль, снижаются объемы эксплуатационного и разведочного бурения. А это означает, что наметившееся преодоление спада в добыче «черного золота» в РК имеет под собой не очень прочную основу.
Статья
Заполнение хранилищ нефти в первом квартале года значительно замедлилось, отмечают аналитики агентства Energy Aspects. Снижение сырья в запасниках происходит повсеместно. Иран продал всю скопившуюся за годы санкций нефть из плавучих хранилищ. Трейдеры Vitol, Mercuria и компания Total освободили каждый от своей доли нефтехранилище Saldanha Bay в Южной Африке от хранившейся в нем нигерийской нефти. Bloomberg рапортует, что за март наполнение нефтехранилищ в Карибском регионе сократилось на 10–20 млн барр. Нефтетрейдеры связывают это со снижением добычи нефти ОПЕК.
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Финансовые результаты деятельности в 2016 году трех крупнейших мировых компаний — ExxonMobil, Shell и BP — отражают отраслевые условия бизнеса с низкой ценой нефти и слабым спросом. Однако каждая из компаний имела дополнительный фактор, скорректировавший результаты года. Финансовые итоги ExxonMobil могли сложиться под влиянием значительной привязки к сланцевым активам нефти и газа в США, рентабельность которых оказалась особенно уязвимой к низким ценам на нефть и газ. Чистая прибыль компании за 2016 год сократилась на 51%, при этом убытки в сегменте upstream США по сравнению с 2015 годом выросли в четыре раза.
Результаты деятельности Shell в 2016 году во многом определялись слиянием с компанией BG, интегрирование которой завершилось в феврале 2016 года. Прибыль Shell более чем вдвое выросла, однако в сегменте upstream компания завершила год со значительными убытками. BP продолжала выплату компенсаций за причиненный ущерб в результате катастрофы 2010 года в Мексиканском заливе, но размер платежей в 2016 году значительно сократился. В итоге, после убытков предыдущего года, компания получила небольшую прибыль. Объем добычи в 2016 году снизился у ExxonMobil, увеличился у Shell и остался без изменения у ВР.
Статья
Автор: Интервью с ЕВГЕНИЕМ АРКУШЕЙ, президентом Российского топливного союза
Нефть то дорожает, то дешевеет. На сырьевом рынке нет ни стабильности, ни определенности. И лишь одно остается неизменным — рост цен на отечественных АЗС. По крайней мере, именно так ситуация выглядит с точки зрения рядового автолюбителя. Продавцы, разумеется, придерживаются иного мнения. Что же в действительности происходит на российском топливном рынке? Своими наблюдениями делится президент Российского топливного союза Евгений АРКУША.
Один из ведущих экспертов топливного рынка отмечает, что в прошлом году ситуация была значительно более спокойной, чем прежде. Объемы производства бензина выросли, а его качество улучшилось. К тому же на фоне снижения деловой активности в стране сократились объемы продажи топлива. В результате рост цен на АЗС был ниже уровня инфляции.
Нынешний год начался для операторов нашего топливного рынка непросто. Оптовые цены выросли, поскольку переработка в результате налогового маневра подорожала. А динамика розничных цен находится под давлением конкурентных и административных факторов. Содержание АЗС в современных реалиях не является высокодоходным бизнесом.
Диспропорции между оптовым и розничным рынком стали питательной средой для развития полукриминальных схем, что приводит к росту доли контрафакта. В то же время недостатки действующих административных процедур не позволяют поставить надежный заслон суррогатному топливу.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Одним из основных способов продлить жизнь старых промыслов сегодня становится освоение ТРИЗ. Это в полной мере относится к Уренгою, в прошлом году отметившему 50-летие с момента открытия. Перспективы легендарного месторождения во многом связаны с ачимовскими залежами, которые составляют основную часть его остаточных запасов.
Компания «Ачимгаз», СП «Газпром добычи Уренгой» и Wintershall, с 2012 года более чем впятеро нарастила производство на ачимовском участке 1А. Но сроки начала добычи на новых ачимовских промыслах Уренгоя неоднократно переносились — во многом из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. В марте стало известно об очередной отсрочке промышленного запуска 4-го и 5-го участков.
Наибольшие объемы углеводородов из ачимовских пластов сегодня извлекает «Арктикгаз», СП «Газпром нефти» и НОВАТЭКа. Наращивает добычу из ачимовки Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского участков и «Роснефть» усилиями своей «дочки» — «Роспана». Тем не менее прежние планы, согласно которым уже к 2020–2022 годам на Уренгое должно ежегодно добываться до 60 млрд м 3 ачимовского газа и 18 млн тонн конденсата, вряд ли будут реализованы.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Реализация шельфовых нефтегазовых проектов на Дальнем Востоке РФ и в арктическом регионе невозможна без мощной инфраструктурной основы — морского флота и береговых баз снабжения. И хотя мировое судостроение сейчас переживет глубокий кризис, Россия активно занялась созданием собственных судостроительных мощностей в данном регионе.
 Стержневая роль в этом сегменте отводится формированию в Приморье судостроительного кластера «Звезда». В течение ближайших 20 лет он должен обеспечить сооружение более полутора сотен морских судов и платформ. К его созданию привлечены крупнейшие зарубежные корпорации, являющиеся технологическими лидерами в ряде областей.
Но это дело будущего, а пока российские компании заказывают морские суда иностранным корабелам, удовлетворяют потребности в морских судах за счет услуг иностранных верфей. Одновременно на Дальнем Востоке активно развивается портовая инфраструктура.
Статья
Автор: СЕРГЕЙ КОМЛЕВ, АРСЕНИЙ КИРИЧЕНКО, ООО «Газпром экспорт»
Две «газовые войны», разгоревшиеся между Москвой и Киевом в 2006 и 2009 годах и приведшие к приостановке транзита российского газа в Европу, мало чему научили Украину. Ее действия не были «наказаны» со стороны Европейского союза, а, наоборот, заслужили молчаливое одобрение. Это поощряет украинских политиков к началу третьей «газовой войны» уже в нынешнем году.
Прикрываясь тезисом о гармонизации своего законодательства в сфере энергетики с европейским, Киев пытается кратно повысить тарифы на транзит российского газа. Это, с одной стороны, нарушает ранее достигнутые соглашения с «Газпромом». А с другой стороны, делает украинский маршрут неконкурентоспособным по сравнению с альтернативными вариантами доставки газа из РФ в Европу.
Иными словами, Киев вновь наступает на старые грабли. Обострение отношений с «Газпромом» вредит самой Украине. А российский концерн тем временем получает новые аргументы, позволяющие убедить Европу в необходимости создания новых альтернативных маршрутов транспортировки газа из России.
Статья
Автор: АЛЕКСАНДР ТИТОВ, Институт энергетики и финансов
Готовится радикальное ужесточение экологических требований к качеству топлив, используемых морскими судами. С 2020 года предельно допустимое содержание серы будет снижено с нынешних 3,5 до 0,5%. Мотивы понятны: на судовые топлива приходится порядка 40% выбросов серы от общего объема выбросов при использовании нефтепродуктов. Но принятое Международной морской организацией ограничение может оказаться слишком решительным. Оно способно вызвать серьезные потрясения.
Ужесточение стандартов топлива может привести к расширению спредов между высокосернистыми и низкосернистыми сортами нефти, а также к значительному избытку высокосернистого мазута на рынке. В то же время возможен дефицит и неизбежно подорожание судовых топлив. Морские перевозчики будут вынуждены переключиться на альтернативные виды топлива, включая маловязкое судовое топливо (MGO), либо установить системы, позволяющие снизить содержание серы в выхлопах судовых двигателей (скрубберы).
Анализ ситуации, проведенный в рамках подготовки проекта обновленной Генсхемы развития нефтяной отрасли, показал, что для России ужесточение экологических стандартов судового топлива может иметь негативные последствия. Пожалуй, самое неприятное из них — значительный избыток мазута на внутреннем рынке.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
В Москве, в «Экспоцентре» прошла 17-я международная вы- ставка «Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса. Нефтегаз-2017». На площади 50 тыс. м 2 свои новейшие технологии, разработки и сервисы демонстрировали 526 ведущих предприятий отрасли из 25 стран, в том числе Бельгии, Великобритании, Германии, Китая, Польши, Сингапура, США, Франции, Чешской Республики, Швеции, Японии. Более 80% экспонентов участвуют в выставке на постоянной основе.
Для профессионального сообщества «Нефтегаз-2017» стал без преувеличения значимым событием, которое позволило оценить ситуацию на российском и мировом нефтегазовом рынке, заострить внимание на проблемах отечественного нефтегазового комплекса, приоритетах и возможностях, определяющих сегодня развитие ТЭК России. И что не менее важно — ознакомиться с технологическими новинками и поделиться собственными достижениями.
«Роснефть» приступила к бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1» на Хатангском лицензионном участке — самой северной скважины на российском арктическом шельфе. Старт поисковому бурению дал президент России Владимир Путин в ходе телемоста с главой ПАО «НК «Роснефть» Игорем Сечиным, который находился на берегу Хатангского залива.
Владимир Путин подчеркнул значимость проекта «Роснефти»: «Фактически начинается работа по целой нефтегазоносной провинции, которая, даже по предварительным данным, содержит миллионы тонн условного топлива».
Глава «Роснефти» доложил, что подготовка к бурению была проведена в рекордные сроки. Чуть больше года назад компания получила возможность работать на Хатангском лицензионном участке. За это время проведены беспрецедентные работы по геологоразведке: 21 тыс. пог. км сейсмоисследований, выявивших порядка 114 нефтегазоносных перспективных структур. Общий потенциальный биологический ресурс моря Лаптевых составляет, по предварительным оценкам, до 9,5 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. Бурение будет проводиться с берега, что позволит значительно снизить затраты на строительство скважины, проектная глубина — до 5 тыс. метров с последующей боковой горизонтальной зарезкой. Об этом сообщила пресс- служба «Роснефти».
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
В конце апреля в Сочи прошел четвертый Гран-при России самого престижного чемпионата мира по кольцевым автогонкам «Формула-1». Конечно же, это грандиозное зрелище и азартная борьба. Но каждый этап данного состязания — это и витрина новейших технологий. Более того, гонка является мощнейшим стимулом поиска новаторских инженерных решений. Без преувеличения: «Формула-1» — двигатель прогресса. Многое, очень многое в современной автомобильной индустрии пришло в нашу повседневность из мира автогонок. Даже зеркала заднего вида.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Все отрасли топливно-энергетического комплекса России в прошлом году показали рост основных показателей. Несмотря на действие секторальных санкций, сложности с привлечением финансовых ресурсов, снижение мировых цен на основные энергоносители, ТЭК обеспечил приток инвестиций в экономику, продолжил внедрение отечественных технологий и оборудования, сохранил лидирующие позиции на мировых рынках.
Между тем ситуация остается непростой — как с точки зрения ценовых перспектив, так и в связи с ростом международной конкурентной активности. Кроме того, ухудшается минерально-сырьевая база, в силу ряда факторов снижается экономическая эффективность отраслевых проектов. Все это требует от ТЭК страны, его нефтегазового сектора мобилизации внутренних ресурсов, а от государства — более точной настройки регулирующих механизмов. Об этом шла речь на расширенном заседании коллегии Минэнерго РФ, посвященном обсуждению результатов работы министерства и курируемых им отраслей в 2016 году, а также задач на среднесрочную перспективу.
Статья
Автор: ЙОЗЕФ ТОТТ, Мировой нефтяной совет
Три года назад Российским национальным комитетом Мирового нефтяного совета (МНС) под руководством заместителя председателя Правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича был проведен 21-й Мировой нефтяной конгресс (WPC). Известный как «Олимпийские игры нефтегазовой промышленности», Конгресс собрал на одной площадке не только представителей 70 государств-членов МНС, но также всех, кто является причастным к нефтегазовому бизнесу в целом. Почти 5 тыс. лидеров отрасли и экспертов из 119 стран мира стали делегатами важнейшего отраслевого события года, прошедшего в Москве в июне 2014 года.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
На фоне низких нефтяных цен и обострения конкуренции между поставщиками энергоресурсов особое значение приобретают инновации. Именно передовые технологии способны обеспечить доступ к новым запасам, повысить эффективность разработки месторождений, снизить себестоимость продукции. Неудивительно, что стержневая тема прошедшего в Москве 18–19 апреля Национального нефтегазового форума была обозначена как «Технологическая оснащенность и инновационный потенциал нефтегазового комплекса России». Этой теме была посвящена и открывшая форум пленарная сессия — «Стратегия научно-технологического развития нефтегазовой отрасли России: глобальные вызовы и новые точки роста».
Участники дискуссии говорили преимущественно о вызовах, с которыми сталкивается отрасль, и о возможных эффективных ответах на них. Поднимались самые разные темы. И обсуждались они под разными углами. Пожалуй, общим было одно: убежденность в том, что только современные технологии способны обеспечить конкурентоспособность и устойчивость бизнеса в современных условиях.
Министр энергетики Российской Федерации А.Новак и зам. председателя Совета Министров Республики Беларусь В.Семашко подписали пакет документов, регулирующих вопросы поставок нефти и цены на газ.
В подписанных документах, в частности, установлен порядок определения цены на газ для Белоруссии в период до 31 декабря 2019 года в привязке к цене на газ для потребителей Ямало-Ненецкого АО, с правом применения корректирующего коэффициента, определяемого белорусским правительством и ПАО «Газпром», и предусмотрена разработка в срок до 1 января 2018 года предложений по программе формирования общего рынка газа ЕАЭС к 2025 году. Подписанные документы также регламентируют условия поставок нефти в Белоруссию. В частности, определены объемы российской нефти, учитываемые в индикативных балансах в период с 2017 по 2024 год, поставки которых трубопроводным транспортом составляют 24 млн тонн нефти.
Подписанию соглашений предшествовали переговоры президентов В.Путина и А.Лукашенко. Главы государств договорились о принципах работы в нефтегазовой сфере на период до 2019 года и урегулировали ряд спорных вопросов. По сообщению пресс-службы ПАО «Газпром», белорусская сторона в полном объеме, в сумме $726,2 млн, погасила просроченную дебиторскую задолженность перед «Газпромом» за поставки российского газа в 2016–2017 годах.