Свежий выпуск №5'17

ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ. В ПОИСКАХ ГАРМОНИИ

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
В этом видит первый тренд нашего будущего Доминик Эмери (Dominic Emery), руководитель долгосрочного планирования компании ВР. Энергетический сектор пережил несколько эпох, напоминает он. Когда-то были дрова, потом уголь, сейчас нефть. В XXI веке быстро растет использование газа, и еще быстрее -- возобновляемых энергоносителей. Добавьте сюда разнообразие цен, и вы получите сложный для прогнозирования сценарий. Мир драматически меняется во всех аспектах: в отношении спроса и предложения энергии, геополитики и, что особенно важно, в политическом подходе к проблеме изменения климата. Парижское соглашение 2015 года будет в определенном свете диктовать скорость всех этих трансформаций.
Статья
Автор: КОНСТАНТИН АНОХИН, журналист
В конце прошлого года турецкие власти объявили о пуске первого в стране плавучего блока для хранения и регазификации природного газа (Floating Storage Regasification Unit — FSRU). Власти заявили, что Турция и дальше намерена достаточно активно инвестировать в газовую инфраструктуру и наращивать свои мощности по регазификации. В дальнейшем Турция не только рассчитывает диверсифицировать газовые поставки в страну и заметно снизить зависимость внутреннего рынка от сырья, закупаемого у «Газпрома», но и претендует на заметную роль в качестве поставщика СПГ на мировые рынки.
Судя по всему, запуск плавучего регазификационного СПГ-терминала в Измире не повлияет на строительство первой нитки «Турецкого потока» — газопровода из России в Турцию. Судьба же второй нитки, которую Россия планировала использовать для транзита своего газа в страны Евросоюза, будет полностью зависеть от ряда факторов, в числе которых финансовые выгоды Турции от этого проекта. Переговоры по продолжению его для российских переговорщиков вряд ли будут простыми.
Статья
Страны Западной Африки воспользуются снижением добычи ОПЕК и увеличат поставки нефти в Азию. По предварительным оценкам, в феврале экспорт из Нигерии, Анголы и других стран региона увеличился до 2,19 млн барр/сут. с 1,79 млн барр/сут. в январе.
Это самый высокий уровень поставок западноафриканской нефти в Азию с 2011 года. Ведущими покупателями африканской нефти будут Китай и Индия. Предположительно, импорт Китая из Западной Африки в феврале увеличился на 14%, до 1,3 млн барр/сут., а Индии — на 39%, с увеличением закупок нефти из этого региона до 692 тыс. барр/сут. В марте поставки увеличатся, так как, по данным Bloomberg, трейдеры Trafigura Group и Vitol Group сконцентрировали 3,74 млн барр нефтяного груза для отправки в Азию. Аналогичное движение нефти в восточном направлении наблюдаются в Северном море и в США.
Статья
Автор: МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВ, ООО «Гекон»
Оценки действующих и будущих добычных проектов в Арктической зоне Российской Федерации позволяют выполнить прогноз грузопотока углеводородного сырья в акваториях арктических морей. Согласно полученной оценке, он достигнет максимума (39 млн тонн) в 2022 году, после чего начнется его плавное снижение. Компенсировать падение грузопотока призваны заявленные проекты — «Арктик СПГ», «Печора СПГ» и Таналау. Если исходить из утвержденного проекта «Печора СПГ», принять мощность завода «Арктик СПГ» равной мощности «Ямал СПГ», а также учесть транспортировку сырья с Пайяхских месторождений (с учетом ранее заявленной мощности терминала), то общий поток углеводородов может достичь к 2025 году 65 млн тонн.
Большие надежды связываются с результатами геологоразведочных работ, проводимых «Роснефтью» и ЛУКОЙЛом в районе Хатангского залива, продукция из которого будет вывозиться по акватории Северного морского пути. Но компании только приступают к поисково-оценочному бурению и любое прогнозирование грузопотока пока преждевременно. Устойчивое развитие проектов в регионе Северного морского пути, в первую очередь в Обской губе, зависит от ледокольного обеспечения. Ожидаемое увеличение объемов вывоза продукции ГМК «Норильский никель» до 1,5 млн тонн, а главное, планируемая разработка месторождений угля на Западном Таймыре силами УК «ВостокУголь» (оценочный объем отгрузки — 10 млн тонн в год), потребуют привлечения дополнительных сил атомного ледокольного флота.
Решение одно — строительство по меньшей мере двух дополнительных атомных ледоколов типа ЛК-60Я, которое должно начаться сразу после спуска со стапеля строящихся в настоящее время судов.
Статья
Автор: МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВ, ООО «Гекон»
Российский экспорт арктической нефти растет в течение пяти последних лет. Есть все основания ожидать, что восходящий тренд получит дальнейшее развитие. Соответственно, минеральное сырье будет играть определяющую роль в арктическом грузопотоке.
 «Вертикаль» предлагает вниманию читателей эксклюзивные, никогда ранее не публиковавшиеся материалы исследования, посвященного оценке рынка арктической нефти и ее роли в арктическом грузопотоке. В обзоре дается подробная характеристика логистических схем и качества сырья, отправляемого на экспорт через действующие арктические терминалы. Помимо энциклопедичности, для обзора характерна высокая актуальность — вся информация дается по состоянию на середину февраля 2017 года.
Главный вывод — сложившаяся к настоящему времени система морской транспортировки арктической нефти способна обеспечить современные и планируемые на ближайшие годы объемы углеводородного сырья. Слабым звеном в перспективе может стать обеспеченность трафика ледокольной поддержкой.
Статья
Автор: ЮРИЙ БАНЬКО, журналист
Мурманск часто называют воротами в Арктику, а атомный ледокольный флот, который базируется у причалов столицы Заполярья, — ключами к этим воротам. При этом атомоходы нельзя рассматривать как обычные коммерческие суда. Они часть транспортной инфраструктуры, которую обязано поддерживать государство, обеспечивая нормальный цикл воспроизводства. К сожалению, он был нарушен. В результате пришлось принимать срочные меры по продлению ресурса работы ядерных энергетических установок действующих ледоколов. Лишь благодаря этому удалось начать реализацию в Арктике ряда нефтегазовых проектов.
Сейчас по заказу Атомфлота на Балтийском заводе ведется строительство головного атомного ледокола «Арктика». Заложены корпуса ледоколов «Сибирь» и «Урал». Ввод в эксплуатацию этих судов позволит обеспечить круглогодичную эксплуатацию Северного морского пути на многие десятилетия вперед.
Одновременно создается целая флотилия судов для обеспечения проводки танкеров-газовозов с продукцией проекта «Ямал СПГ». Продолжается и модернизация старого атомного ледокольного флота. Один из примеров — восстановление атомного лихтеровоза «Севморпуть».
Статья
Автор: ЮРИЙ БАНЬКО, журналист
Несмотря на падение цен на нефть и на западные санкции, Россия не отказывается от амбициозных планов по освоению арктических месторождений. Проекты по добыче и транспортировке углеводородного сырья должны дать импульс комплексному развитию арктических территорий. На это направлен целый ряд принятых и разрабатываемых государственных актов.
Однако динамика геологических исследований в Арктике снижается. Возникает риск того, что компании не смогут выполнить объемы ГРР, заложенные в их лицензионных обязательствах. Это, в свою очередь, не позволит выйти на те рубежи морской нефтедобычи, которые указаны в проекте Энергетической стратегии РФ до 2035 года.
Помимо санкций и недостатка финансирования, серьезным препятствием для реализации шельфовых проектов остается неразвитость отечественного судостроения, ориентированного на нужды НГК. Несмотря на отдельные успехи, достигнутые в этой сфере, в целом отечественные судостроители пока не в состоянии обеспечить отрасль достаточным количеством разведочных и добычных платформ и судов снабжения. Центрами экономического роста для Арктики должны стать опорные зоны, в первую очередь в Мурманской области. Они же способны стать надежной базой для производства и обслуживания морской техники, а также для перевалки углеводородного сырья на экспорт.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ КАМИНСКИЙ, ОЛЕГ СУПРУНЕНКО, АНДРЕЙ ЧЕРНЫХ, ТАТЬЯНА МЕДВЕДЕВА, ФГБУ «ВНИИОкеангеология»
Действующая Энергетическая стратегия России на период до 2030 года ориентирует на серьезный прогресс в организации добычи нефти в арктической зоне нашего континентального шельфа — до 22 млн тонн жидких углеводородов в год к концу периода. Известный нам проект новой редакции Энергетической стратегии страны также поддерживает эту линию: к 2035 году нужно довести уровень морской арктической добычи нефти до 33 млн тонн нефти в год.
Надо признать, у части экспертного сообщества перспектива, очерченная авторами Энергостратегии, вызывает определенный скепсис. Нынешнее положение дел не внушает оптимизма в отношении перспектив. Однако, как нам представляется, намеченные цели вполне достижимы. Правда, для этого необходимо разработать четкий план действий, поддержать его мерами государственного регулирования и обеспечить действенный контроль. А возглавить этот процесс могла бы недавно созданная Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Ведь именно она призвана, среди прочего, обеспечивать расширение ресурсной базы Арктической зоны России, в том числе и по углеводородному сырью.
Статья
Автор: ВАСИЛИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ, ИГОРЬ БОГОЯВЛЕНСКИЙ, Институт проблем нефти и газа РАН
Арктическая зона России на протяжении уже ряда десятилетий является одним из крупнейших в мире регионов добычи углеводородного сырья, преимущественно газа. Однако основная доля производства УВС приходится на сухопутные месторождения.
В последние годы в стране был реализован целый ряд проектов, направленных на дальнейшее увеличение добычи в этом регионе. Введено в эксплуатацию несколько месторождений, предприняты важные шаги по развитию логистической инфраструктуры. Вместе с тем объемы ГРР на морских лицензионных участках в Арктике явно недостаточны. Их динамика — самая низкая за последние десятилетия. Согласно мировому опыту, от открытия шельфовых месторождений в северных акваториях до начала их промышленной эксплуатации в среднем проходит более двух десятилетий. Это позволяет предположить, что морские арктические проекты до 2035 года не внесут существенного вклада в баланс российской нефтедобычи.
Освоение арктических ресурсов связано с высокими техногенными рисками. Последствия аварий на морских платформах в Северном Ледовитом океане могут значительно превзойти даже тот колоссальный ущерб, который был нанесен экосистеме Мексиканского залива при катастрофе на платформе Deepwater Horizon компании ВР. Поэтому надо воспользоваться задержкой в реализации отечественных нефтегазовых проектов на шельфе Арктики для того, чтобы разработать комплексную систему мониторинга и минимизации экологических рисков.
Статья
Автор: ДМИТРИЙ ФИШКИН, Минэкономразвития России
Освоение Арктической зоны является важнейшей задачей социально- экономической политики России. Реализация ее богатейшего ресурсного потенциала планируется на основе формирования минерально-сырьевых центров. Однако специфические условия Арктики требуют не шаблонного, а особого осознанного подхода к развитию этого макрорегиона.
Во-первых, необходимы комплексное планирование и взаимная увязка проектов с учетом интересов всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса и местного населения. Во-вторых, требуется подняться на уровень выше и создавать не просто отдельные минерально-сырьевые центры, а их совокупности на основе существующей и планируемой инфраструктуры.
По сути, Арктика должна стать «полигоном» для отработки новых моделей государственного управления развитием отдельных территорий.
В частности, речь идет о выделении сети опорных зон развития, представляющих собой наиболее освоенные и перспективные районы Арктической зоны, способные стать драйверами освоения и экономического роста всего макрорегиона. Их развитие будет происходить в проектной логике, посредством реализации перечня скоординированных и взаимодополняющих проектов, а также точечного применения инструментов государственной поддержки. Необходимо также внедрять новые механизмы государственно-частного партнерства. С одной стороны, государство должно прилагать усилия для снятия инфраструктурных ограничений и предоставления преференциальных режимов. С другой стороны, предпринимателям предстоит принять на себя безотзывные обязательства по инвестированию.
Вместе с тем государственные подходы к развитию Арктики нуждаются в серьезной ревизии. Требуется выделить опорные точки, где государству действительно необходимо поддерживать или даже наращивать присутствие, вкладывать дополнительные средства в создание благоприятных условий. Одновременно предстоит проанализировать, в каких случаях можно перенаправить финансирование в другие регионы России и переселить туда граждан, высказавших такое желание.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Несколько лет назад Казахстан отложил на неопределенный срок проект газификации своей столицы и северных областей за счет российского газа. Затем появился альтернативный — в три раза более дорогостоящий — вариант строительства трубопровода с юга на север страны для доставки газа казахского. Подпитывала национальный энтузиазм Генеральная схема газификации Республики Казахстан до 2030 года, принятая правительством летом 2014 года. Схема предполагает, что в огромном по площади, но непропорционально заселенном Казахстане число газифицированных населенных пунктов вырастет с 988 до 1621.
Падение в 2014–2015 годах мировых цен на углеводороды, а вслед за ними доходов нефтегазовых стран, резко сократило их инвестиционные аппетиты и возможности. Отправился в дальний ящик и проект осевого казахского газопровода. Зато в драйверы развития газового рынка РК выдвинулся проект поставок сжиженного природного газа из России.
Статья
Автор: Интервью с НИКОЛАЕМ ГОРБАНЕМ, генеральным директором КТК
Прошлый год стал для Каспийского Трубопроводного Консорциума знаковым в нескольких отношениях. В октябре КТК отметил 15-летие с начала операционной деятельности. А по итогам года по его трубам были прокачаны рекордные 44,3 млн тонн нефти. Свой вклад в рекорд внесли месторождения российского и казахстанского секторов Каспия, введенные в эксплуатацию в 2016 году, — им. Владимира Филановского и Кашаган.
В нынешнем году Консорциум планирует завершить расширение трубопроводной системы. В результате ее пропуская способность возрастет до 67 млн тонн в год. Генеральный директор КТК Николай ГОРБАНЬ рассказал «Вертикали» о роли трубопровода в жизни региона, о развитии компании и планах на будущее. Как отметил глава Консорциума, маршрут Тенгиз–Новороссийск экономически наиболее выгоден для грузоотправителей региона. Уже в нынешнем году по этому маршруту планируется прокачать около 65 млн тонн сырья, в том числе с каспийских месторождений ЛУКОЙЛа. При этом топ-менеджер не исключает, что непростая ситуация в отрасли внесет коррективы в планы загрузки КТК. Могут измениться и сроки выхода проекта по расширению системы на уровень окупаемости.
Статья
Автор: ГРИГОРИЙ ВЫГОН, СЕРГЕЙ ЕЖОВ, Vygon Consulting
Налогообложение нефтяной отрасли стоит на пороге больших перемен. «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» (ОННП) предусматривают введение налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) для пилотных проектов и полную отмену таможенных пошлин. Однако ОННП задают ориентиры для бизнеса только на трехлетний период бюджетного планирования. Очевидно, этого недостаточно для отрасли, в которой цикл геологоразведочных работ составляет 5–10 лет, а добычи — более 20 лет.
При этом в ОННП отсутствуют важные параметры будущей налоговой системы: какова должна быть компенсация отмены таможенных пошлин для НПЗ, в какой степени будет масштабироваться НДД, что будет со льготами по НДПИ и таможенной пошлине? Регуляторам потребуется сформировать видение будущей конфигурации налогообложения нефтянки, дающее ответы на поставленные вопросы.
Статья
Автор: Интервью с ГЕНАДИЕМ ШМАЛЕМ, президентом Союза нефтегазопромышленников России
В апреле в Москве пройдут Национальный нефтегазовый форум и выставка «НЕФТЕГАЗ-2017», которые соберут тысячи участников — руководителей и специалистов нефтегазового комплекса и смежных отраслей. Делегатам форума предстоит обсудить множество животрепещущих проблем, связанных с перспективами российской и мировой энергетики. Как не упустить главного и правильно расставить акценты? Об этом «Нефтегазовая Вертикаль» беседует с членом Программного и организационного комитета ННФ, президентом Союза нефтегазопромышленников России Генадием ШМАЛЕМ.
Как отмечает наш собеседник, в первую очередь на форуме должны быть обсуждены роль и место России на мировом рынке углеводородов, а также перспективы создания собственного национального прогноза развития НГК. Болевой точкой остается также тема инвестиций в нефтегаз, особенно обострившаяся в связи с введением западных санкций. Чтобы обеспечить нормальное финансирование отрасли, необходимо менять систему ее налогообложения.
Большое внимание требуется уделить также вопросам укрепления минерально-сырьевой базы отрасли, увеличения объемов бурения, разработки технологий извлечения «трудных» запасов. Не должна остаться без внимания и проблема малого и среднего бизнеса в нефтяной промышленности. Для поддержки малых компаний необходимо разработать новый закон.
Целый ряд тем, которые будут подняты на форуме, потребует дальнейшего более подробного обсуждения. В частности, речь идет об импортозамещении, создании опытных полигонов, техническом регулировании. Диалог, начатый в рамках ННФ, необходимо будет продолжить и на других площадках.
Статья
Автор: Интервью с ВАСИЛИЕМ ОСЬМАКОВЫМ, заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации
Падение цен на нефть внесло коррективы в программы ведущих энергетических компаний мира, связанные с поиском, разведкой и разработкой месторождений нефти и газа в Арктике. Для России ситуация осложнена еще и мораторием на импорт оборудования и технологий для шельфовых проектов, введенным в рамках международных санкций. Общее замедление активности в развитии чрезвычайно затратных арктических проектов дает России шанс сократить отставание, опираясь на собственные силы и на возможности отечественного нефтегазового машиностроения.
В интервью «Вертикали» замминистра промышленности и торговли РФ Василий ОСЬМАКОВ рассказал о приоритетных задачах, стоящих перед отечественным нефтегазовым машиностроением в части импортозамещения, о том, какую поддержку отрасль получает от государства. По его словам, Арктика – это прекрасный полигон для апробации отечественных инновационных технологий. Замминистра убежден, что Россия должна быть одним из мировых лидеров в сфере нефтегазового оборудования и прорывных морских технологий. Он считает, что в разработке арктического шельфа поможет и научно- технический потенциал, накопленный в оборонной сфере.
Статья
Автор: КИРИЛЛ МОЛОДЦОВ, Министерство энергетики РФ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ, аналитик газовых рынков
В ближайшее время ожидается принятие стратегических программных документов долгосрочного развития топливно-энергетического комплекса России. Речь идет об Энергетической стратегии и Генеральных схемах развития соответствующих отраслей на период до 2035 года.
Особое внимание привлекает Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2035 года (Генсхема). В отношении отдельных ее позиций взгляды представителей правительственных структур, деловых кругов и экспертного сообщества существенно разнятся. Соответственно, на первый план выходит задача выработки консенсусных подходов — только в этом случае Генсхема-2035 станет реальным инструментом поступательного развития.
Публикуя данную статью, исследующую зарубежный и отечественный опыт стратегического отраслевого планирования, редакция приглашает специалистов отрасли к широкому обмену мнениями по ключевым вопросам развития отечественной газовой промышленности, которые должны быть отражены в Генсхеме. Рассчитываем, что высказанные предложения, аргументы и рекомендации будут способствовать принятию эффективных решений в ходе доработки этого документа.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
С 23 по 26 мая 2017 года в столице Башкирии в очередной раз пройдет международная выставка «Газ. Нефть. Технологии». Выставка юбилейная: специалисты отрасли встретятся в Уфе уже в 25-й раз. Нужно признать, что это одна из крупнейших и эффективных деловых площадок отрасли. По установившейся традиции одновременно с выставкой в Уфе пройдет и Российский нефтегазохимический форум.
Синергетический эффект двух значимых события очевиден: на фоне широкой экспозиции самых передовых разработок отечественных и зарубежных производителей проходит весьма конструктивный диалог между представителями отрасли, науки, государственной власти по множеству актуальных вопросов.
«Роснефть» опубликовала результаты аудита, проведенного компанией DeGolyer & MacNaughton по состоянию на 31 декабря 2016 года с учетом активов АНК «Башнефть». По классификации SEC доказанные запасы углеводородов выросли на 970 млн барр н.э. (131 млн т н.э.), или на 3%, до 37,772 млрд барр н.э. (5,111 млрд тонн н.э.). Коэффициент замещения доказанных запасов углеводородов составил 148%. Органический коэффициент замещения запасов — 140%. Обеспеченность доказанными запасами углеводородов — 19 лет.
По классификации PRMS запасы углеводородов по категории 1Р составили 46,075 млрд барр н.э. (6,25 млрд тонн н.э), 2Р — 82,087 млрд барр н.э. (11,092 млрд тонн н.э), по категории 3Р — 116,758 млрд барр н.э. (15,794 млрд тонн н.э.). Запасы 1Р выросли на 2%, 2Р — на 4%, 3Р — на 3%.
В конце марта в Архангельске пройдет Международный арктический форум «Арктика — территория диалога», который является крупнейшей, наиболее авторитетной и эффективной площадкой для обсуждения актуальных проблем и перспектив развития Арктического региона. Ожидается, что в работе форума примет участие и выступит на пленарном заседании Президент России В.Путин.
Форум призван объединить международные организации, органы государственной власти, научные и бизнес-сообщества из России и зарубежных стран для координации подходов в развитии сотрудничества и консолидации усилий по обеспечению стабильного развития Арктики и повышения уровня жизни населения на арктических территориях.
«Ямал СПГ» будет запущен к октябрю 2017 года, сообщил «Интерфаксу» глава французской Total Патрик Пуянне. Он также отметил, что проект продвигается хорошо.
Проект стоимостью $27 млрд предполагает строительство трех линий по сжижению газа по 5,5 млн тонн СПГ в год каждая. На осень намечен запуск первой линии, последующие линии будут вводиться поочередно с интервалом в один год.