Свежий выпуск №2'15

РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ: КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ДОРОГОЙ БЕНЗИН?

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Эксклавное положение Калининградской области ставит под угрозу энергетическую безопасность региона. Добыча нефти вдвое превышает внутренние потребности области, но собственная нефть полностью экспортируется, а спрос на нефтепродукты, как и на уголь, газ и электроэнергию, обеспечивается за счет транзита через территории соседних государств. Особенно остро стоит вопрос с газом, поставки которого полностью зависят от Литвы. Энергозависимость региона от качества торговых взаимоотношений с иностранными государствами упорно не замечалась на протяжении десятилетий. Только после того, как независимые от России поставки газа в Литву обрели реальные очертания, «Газпром» принял меры по безопасности газоснабжения региона…
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
В нынешнем году на государственный баланс было поставлено месторождение Великое, открытое два года назад в Астраханской области. Это возродило угасший было интерес к ресурсному потенциалу Нижней Волги. Район осваивается более полувека и уже прошел пиковые показатели производства сырья. Но, по мнению геологов, его перспективные ресурсы могут стать базой для нового витка добычи. 
В частности, сырьевая база Астраханского ГКМ позволяет увеличить текущий уровень добычи в пять раз. Но для этого необходимо создание и внедрение технологий по извлечению и утилизации сероводорода. Большие надежды связываются также с Центрально-Астраханским и Западно-Астраханским ГКМ. 
Ввод в эксплуатацию Великого позволил бы добавить к газовому кластеру Астраханской области еще и нефтяной. В него могли бы войти, помимо самого гиганта, несколько перспективных месторождений Харабалинского района, которые уже осваиваются рядом малых и средних компаний. Да и в других частях области разворачиваются ГРР на нефть, хотя ряд участков так и не может найти своих недропользователей. 
В соседней Волгоградской области ситуация примерно схожая. При наличии неплохих геологических перспектив, особенно в левобережной части региона, добыча стабилизировалась на достаточно низком уровне. ЛУКОЙЛ и ряд небольших компаний намерены активизировать ГРР, но приведет ли это к существенному росту добычи? 
Видимо, судьбу Нижней Волги надо решать на верхних этажах. И тут есть два варианта. Первый вариант — отдать нижневолжскую нефть на откуп малым компаниям. Это, конечно, затянет процесс увеличения добычи, но в перспективе позволит обеспечить более полный отбор сырья. Но малый нефтяной бизнес переживает сейчас не лучшие времена, и даже с поддержкой государства такую задачу ему не решить. Второй — создавать здесь мощный кластер на основе Великого. Однако это под силу только ВИНК, и в такой вариант верится больше, хотя «великие» пока поглощены реализацией иных проектов.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Самарская область — один из старейших нефтедобывающих регионов России. Но в отличие от некоторых других районов «Второго Баку», она сегодня не рассматривается как «отработанный материал». Да, потенциал ее «традиционных» месторождений уже в значительной степени выработан. Однако эксперты рассчитывают на развитие нефтедобычи за счет новых источников УВ-сырья. 
Во-первых, это могут быть новые месторождения, расположенные в акватории Волги. В этом случае регион может стать первопроходцем «речной добычи», извлекая сырье с помощью наклонных скважин с берега. 
Во-вторых, большие надежды связываются с запасами высоковязких нефтей и битумов. «Роснефть» уже приступила к их освоению. А наличие в регионе мощного узла нефтепереработки позволяет эффективно использовать сырье, что значительно повышает инвестиционную привлекательность таких проектов. 
Наконец, в-третьих, Самарская область может стать одним из отечественных полигонов по добыче сланцевой нефти. Недаром зарубежные эксперты называют ее «вторым Баккеном». Но пока планам «Роснефти» и Statoil по освоению доманиковых отложений помешали западные санкции. Теперь вся надежда на РИТЭК, который обещает адаптировать под условия Самарской области свои технологии разработки баженовской свиты, опробованные в Западной Сибири. 
Усложнение ресурсной базы неизбежно ведет к вымыванию и без того узкого слоя малых и средних компаний, не имеющих технологий и средств для реализации сложных проектов. Этому процессу способствуют и злоупотребления земельных спекулянтов, с которыми пока не может справиться сам губернатор. Поэтому в ближайшие годы доля крупных компаний в данном регионе, судя по всему, будет возрастать.
В ходе саммита АТЭС в Пекине в ноябре 2014 года Россия и Китай подписали меморандум о поставках 30 млрд м 3 в год газа из России по западному маршруту (газопровод «Алтай»), а также рамочное соглашение о поставках между «Газпромом» и CNPC. Договор по западному маршруту планируется подписать в 2015 году. Тем временем в сентябре 2014 года «Газпром» начал работы по строительству газопровода «Сила Сибири» в Китай. Результатом реализации договоров РФ и Китая о трубопроводных поставках газа в Китай может стать отмена проекта «Владивосток СПГ» в Приморье.
Статья
Автор: СЕРГЕЙ СМИРНОВ, Независимый эксперт, Казахстан
Власти Казахстана периодически поднимают вопрос о переводе автомобильного транспорта страны на экологически более чистый вид горючего — газ. Вспоминать о нем их заставляет столь же периодически возникающий топливный кризис. Вот и недавно вице-министр Министерства энергетики РК Узакбай Карабалин призвал казахстанцев перевести свои автомобили на газ. Однако население, несмотря на то, что газ почти вдвое дешевле бензина, не особо спешит откликнуться на призыв властей. И это понятно — как обычно, чиновники телегу ставят впереди лошади…
Статья
Автор: С.А. ФИЛАТОВ, М.Н. КЛИЦУК, АУ «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана»
В соответствии с проектом ФЗ № 605370-6 «О внесении изменений в часть 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ», начиная с 2015 года налогообложение нефтедобывающей отрасли существенно изменится ввиду осуществления большого налогового маневра. Форсированное снижение экспортной пошлины обусловит смещение налоговой нагрузки в сторону увеличения поступлений в федеральный бюджет от НДПИ (см. «Динамика ставок НДПИ…» ).
Статья
Автор: С.А. ФИЛАТОВ, Е.С. ШЕВЧЕНКО, АУ «НАЦ РН им. В.И. Шпильмана»
У субъектов Федерации, как известно, едва ли не единственный вариант стимулирования — льгота по налогу на прибыль организаций, уровень которой зависит в большей степени от макроэкономических и налоговых условий функционирования отрасли. Отказ от льгот при одновременном росте налоговой нагрузки на федеральном уровне негативно скажется на эффективности функционирования нефтедобывающей отрасли Югры с возможным сокращением социальных обязательств недропользователей. 
В этой связи представляется целесообразным ориентировать льготу по налогу на прибыль организаций на стимулирование геологоразведочных работ с целью получения мультипликативного эффекта, включая увеличение доходной части бюджета округа…
Статья
Автор: С.А. ФИЛАТОВ, Н.Н. ЗАХАРЧЕНКО, АУ «НАЦ РН им. В.И.Шпильмана»
Формирование эффективной государственной политики в сфере экономического регулирования воспроизводства УВ-запасов — а это поисковая стадия — целесообразно начинать с этапа оценки ресурсного потенциала территорий, составляющих единую сырьевую базу страны. 
Наиболее значимыми аспектами, влияющими на конечные экономические показатели, можно назвать обоснование эффективных направлений ГРР и лицензионной политики с созданием привлекательных организационно-экономических условий этапа лицензирования. Ведь именно на стадии ресурсных оценок могут быть сформированы пути совершенствования налогового законодательства. 
Такую работу по Югре провел НАЦ РН им. В.И.Шпильмана — показатели геолого-экономической оценки рассчитывались на основе интересов государства и инвестора. По результатам динамического моделирования нефтегазоносных поисковых зон в качестве перспективных были выделены две — Карабашская и Юганско-Колтогорская с максимальным расчетным IIR в 12,9% и 11,77% соответственно. 
Дело за финансированием поисковых работ?
Испанская Repsol покупает 100% акций канадской компании Talisman Energy за $8,3 млрд. Вместе с выкупленными дол- гами сумма составит $13 млрд. Приобретение Talisman увеличит запасы углеводородов Repsol на 55% и добычу на 76%. Это самая крупная покупка испанской компании за последние пять лет. Объединенная компания будет представлена в 50 странах мира. Завершение сделки ожидается в середине 2015 года.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
В последние годы «Газпром нефть» занимает лидирующие позиции в стране по темпам прироста нефтедобычи. В 2013 году она увеличила ее на 4,3%, уверенно заняв по этому показателю первое место. А в прошлом году уступила лишь «Башнефти», дальнейшая судьба которой под большим вопросом. Данный успех особенно впечатляет на фоне результатов других ВИНК. Так, «Роснефть» и ЛУКОЙЛ в 2014 году сократили добычу на 1%, а «Сургутнефтегаз» сохранил ее на прежнем уровне. В планах же «Газпром нефти» — стремительное наращивание производства, чему, с одной стороны, способствует мощная ресурсная база, с другой — государственный статус под крылом материнской корпорации, что позволяет избежать тех рисков, которые свойственны прочим игрокам отечественного нефтяного рынка. Но… 
Падение мировых цен, ухудшение условий доступа к западным технологиям и кредитам может больно ударить как раз по наиболее амбициозным компаниям. Эксперты уже предупреждают о том, что санкции могут поставить под сомнение темпы реализации таких проектов компании, как освоение ресурсов Баренцева моря и введение в эксплуатацию Новопортовского месторождения. 
Новые реалии осложняют и осуществление зарубежных проектов «Газпром нефти», обещавших обеспечение 10% добычи. Так, падение котировок резко снижает рентабельность извлечения тяжелых нефтей в Венесуэле, где компании принадлежит 20% в консорциуме ННК. А Сербия пытается воспользоваться ростом антироссийских настроений в Европе, чтобы пересмотреть условия приватизации компании NIS, где главный акционер — российская ВИНК.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Начало широкомасштабных работ на шельфе заставило российские власти обратиться к давнишней проблеме — предотвращению и ликвидации разливов нефти. Если на море повторится то, что сегодня творится на суше, то крупных экологических катастроф не избежать. Поэтому были приняты и указ президента, и два правительственных постановления, призванные отрегулировать порядок аварийно-спасательных работ на шельфе. 
В результате МЧС получило новые полномочия, а компании, осуществляющие морские проекты, — некоторые послабления в бюрократических процедурах. Но, как отмечали участники круглого стола, прошедшего недавно в Государственной Думе, эти меры оказались половинчатыми. С одной стороны, новые документы лишь добавили прорех в нормативной базе. С другой — обошли вниманием вопросы безопасности на суше. Между тем, проблем у сухопутных проектов не меньше, чем у морских. 
Прошедший год ознаменовался рядом крупных аварий, нанесших существенный вред окружающей среде. И в ближайшие годы ситуация вряд ли улучшится. Ибо, как утверждают представители нефтяных компаний, правительство уничтожило последние, и без того незначительные, стимулы к использованию более безопасных технологий. Вместо этого оно встало на путь закручивания гаек, пытаясь взимать «двойную плату» за экологический ущерб. Впрочем, и «гайки крутить» пока получается с трудом — у Росприроднадзора просто нет сил и средств обнаружения разливов нефти. А поймать за руку компанию, если она сама не призналась или кто-то не «настучал», практически невозможно.
2014 год оказался вторым по величине падения цены нефти в этом веке, сократившейся к декабрю на 45% по сравне- нию с июнем. Самым провальным, по-прежнему, остается 2008 год, когда среднемесячная цена в декабре была более чем вдвое меньше, чем в январе и снизилась в три раза в течение второго полугодия, до $40/барр по сравнению с $132/барр в июне. 
Наиболее стабильный ценовой период приходится на 2000–2007 годы. В течение этих лет среднемесячный уровень цены барреля умеренно рос, оставаясь в диапазоне $20–40 в первой половине периода и, практически без периодов снижения (в среднемесячных показателях), постепенно поднялся до $90 к концу 2007 года. После обвала 2008 года и последующего восстановления до уровня $90 в конце 2010 года начался период высокой волатильности, со сменой пе- риодов взлетов и падений, закончившийся ценовой депрессией, в которой продолжает мир жить в настоящее время.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Одним из основных трендов отечественного ТЭК в последние годы стала реализация масштабных проектов по сжижению природного газа. Если в предыдущие десятилетия Россия с завидным упорством игнорировала эту тенденцию развития мировой энергетики, то теперь в стране возник настоящий СПГ-бум. 
Но еще до драматических событий 2014 года стало очевидным, что существенная часть намеченных проектов останется лишь на бумаге. А политические и экономические проблемы, вставшие перед Россией в прошлом году, поставили под сомнение реализацию и оставшихся проектов. 
Действительно, западные секторальные санкции могут существенно затруднить импорт технологий для сжижения газа, ограничения в финансовой сфере сорвать процесс инвестирования, а падение нефтяных котировок подорвать рентабельность СПГ-проектов. Сможет ли Россия занять достойную нишу на мировом рынке СПГ? Большинство экспертов сегодня не решается дать однозначный ответ на этот вопрос. 
Но это не отменяет интереса к самому процессу сжижения газа. Ибо пока крупные СПГ-проекты остаются в подвешенном состоянии, рынок вполне может развиваться за счет сооружения небольших предприятий по сжижению. Это могло бы решить сразу три насущные задачи. Во-первых, монетизировать ресурсы небольших газовых месторождений, подключение которых к магистральной трубе экономически нерентабельно. Во-вторых, обеспечить газификацию отдаленных регионов, куда нет смысла тянуть газораспределительные сети. И, наконец, перевести на газ часть транспорта, что способствовало бы снижению издержек и расширению внутреннего рынка природного газа.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Цены на бензин давно уже стали в России одной из самых болезненных тем. Они превратились в своеобразный народный индикатор экономической ситуации, по ним на глазок прикидывают уровень инфляции, о них в первую очередь вспоминают при наступлении кризисов. Именно поэтому ценники на АЗС теперь являются предметом особого внимания госорганов. ФАС с завидным постоянством разоблачает ценовые сговоры, а при резких всплесках цен к «регулированию» подключаются и более серьезные ведомства, вплоть до прокуратуры. 
В связи с этим крайне интересен вопрос, как поведут себя бензиновые цены и контролирующие их чиновники в наступившем 2015 году. Ведь предпосылок для роста стоимости горючего более чем достаточно — начиная от падения курса рубля и заканчивая пресловутым налоговым маневром. В ходе своей ежегодной пресс-конференции в декабре 2014 года Владимир Путин вновь подчеркнул, что для борьбы с инфляцией, в том числе, с повышением цен на бензин, «ФАС должна как следует работать». Бесспорно, роль контролирующих органов в сложившейся ситуации крайне важна. Но, вместе с тем, чрезмерное усердие чиновников способно лишь обострить ситуацию. Как отмечают эксперты, в 2014 году уже начался процесс закрытия АЗС — в основном, принадлежащих независимым операторам. Это обусловлено тем, что на фоне быстрого роста оптовых цен и сдерживания розничных маржа стремительно падает. А в 2015 году налоговый маневр приведет к повышению нетбэка на бензин и, как следствие, к очередному витку стоимости горючего на оптовом рынке. 
Каков же выход из ситуации? Переложить виток цен на плечи потребителей? Пожертвовать «независимой» розницей? Ввести ограничения на экспорт бензина? Заняться его импортом? Заставить ВИНК ускорить проекты по вводу новых «бензиновых» мощностей? 
Продлить оборот на внутреннем рынке горючего класса Евро-3? У каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы. Но ни один из них не сработает, если госорганы будут по-прежнему обращать внимание только на ценники на бензоколонках, а не на многочисленные структурные проблемы системы нефтепродуктообеспечения.
Статья
Автор: Интервью с ВЛАДИМИРОМ МУЛЯКОМ, вице-президентом по науке и технологиям ОАО «ЛУКОЙЛ»
«Безусловно, знания — это ресурс, важность которого очевидна для любой компании. Управление знаниями ЛУКОЙЛа — это тот инструмент, который позволяет:
 - сократить время на поиск технологических решений; 
 - снизить производственные потери; 
- сократить затраты за счет ликвидации дублирования решения одних и тех же задач и повторения успешного опыта; - обеспечить удержание и сохранение лучшего опыта; 
- исключить повторение уже совершенных ошибок; 
- увеличить приток новых идей и технологий от внешних партнеров, создавать совместные решения. 
Именно поэтому деятельность существующих у нас профессиональных сообществ — сетевых групп — является очень полезной и для каждого работника в части повышения профессионального уровня, и для компании в целом как один из наиболее эффективных инструментов управления, имеющий, по моему глубокому убеждению, огромный потенциал». Так начал свой рассказ о корпоративной системе управления знаниями Владимир МУЛЯК, вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ»…
Статья
Автор: По материалам ООО «КИНЕФ»
Инновационная стратегия нефтеперерабатывающего предприятия ОАО «Сургутнефтегаз» КИНЕФ пред- усматривает как улучшение качества продукции, углубление переработки нефти, сокращение эксплуа- тационных затрат, так и решение задач повышения безопасности производства и сохранения среды оби- тания. С этими целями завод осуществляет поэтапную модернизацию технологической схемы и про- изводственной базы. 
Так, благодаря вводу в эксплуатацию комплекса глубокой переработки нефти (ГПН) сегодня весь объем выпускаемых предприятием дизельных топлив относится к классу 5. 
Чтобы свести к минимуму вред, наносимый окружающей среде, на заводе ООО «КИНЕФ» реализуется комплексная программа технического перевооружения. Ежегодно завод направляет на природоохранные мероприятия 4–5% от общих текущих затрат и капитальных вложений. В 2014 году текущие затраты КИНЕФ на охрану окружающей среды составили 1594,4 млн рублей, за пять лет они выросли в 2,15 раза. Совокупные инвестиции в основной капитал, направляемые на охрану природы, за этот же период составили около 5,27 млрд рублей.