ННФ

Статьи

ВЫПУСК №7 `20

Промышленная политика: второе дыхание

Политика импортозамещения в России довольно часто рассматривается в контексте внешнеторговых санкций, однако это односторонняя интерпретация. Обеспечение безопасности – даже для такого важного сектора экономики, как ТЭК, – недостаточная мотивация для приоритизации импортозамещения с точки зрения политики экономического развития.
Но импортозамещение, рассматриваемое в контексте новой промышленной политики, имеет серьезные фундаментальные и эмпирические обоснования в современных экономических исследованиях. При соблюдении ряда параметров промышленная политика может не просто заполнить пробелы в структуре промпроизводства, но и стать основой для экономического роста.
143
ВЫПУСК №7 `20

ЯНАО: природное богатство и высокие технологии за Полярным кругом

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) – регион, в котором сконцентрировано огромное количество природных ресурсов. Из 136 месторождений разрабатывается треть. Бóльшая часть запасов относится к трудноизвлекаемым и находится за Полярным кругом, где почти всегда отрицательная температура. Основные добывающие компании, сосредоточенные в регионе, – «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», ЛУКОЙЛ и НОВАТЭК. У каждой – уникальный опыт освоения ресурсов в суровых условиях Заполярья.
195
ВЫПУСК №7 `20

Дмитрий Артюхов: «Приоритет номер один – человек и качество его жизни»

Газовая житница России – именно так мы привыкли называть Ямал. Регион, на который приходится более 80% российской и 20% мировой добычи природного газа, сегодня до сих пор является перспективной площадкой для инвестиций. ЯНАО готовится реализовать множество значительных по своим масштабам проектов. О том, что принесут они региону и какие приоритетные цели и задачи ставит перед собой руководство округа, корреспондент «Нефтегазовой Вертикали» поговорил с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа ДМИТРИЕМ АРТЮХОВЫМ.
284
ВЫПУСК №7 `20

Новый взгляд на техрегулирование

В условиях постиндустриального общества нефтегазовый бизнес испытывает давление со стороны как государства, так и общества. Высокая конкуренция за рентабельные лицензионные участки и низкие цены на энергоносители подталкивают нефтегазовые компании к повышению операционной и технологической эффективности.
Важную роль в повышении эффективности играют корпоративные системы стандартизации. Они успели сформироваться за почти два десятилетия действия ФЗ «О техническом регулировании» и сегодня являются одним из основных драйверов научно-технического развития отрасли.
Тенденции интеграции нефтегазового бизнеса на международном уровне повышают роль общественных объединений в отрасли. Данные объединения могут и должны стать новым центром качественных преобразований в российском НГК.
191
ВЫПУСК №7 `20

Игорь Юшков: «К июню Россия и Саудовская Аравия сядут за стол переговоров»

На последней встрече ОПЕК+ 6 марта Россия отказалась дополнительно снижать добычу. Саудовская Аравия в ответ вообще вышла из соглашения и пообещала нарастить добычу и экспорт, предоставив при этом скидку традиционным контрагентам России. На фоне эпидемии коронавируса развал сделки ОПЕК+ привел к обрушению нефтяных цен до уровней ниже $30/барр. Чем руководствовались Россия и Саудовская Аравия, кто больше всех пострадал в результате обрушения нефтяных цен и возможны ли новые переговоры – на эти темы «Нефтегазовая Вертикаль» побеседовала с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при Правительстве РФ ИГОРЕМ ЮШКОВЫМ.
204
ВЫПУСК №7 `20

Голубое топливо для Черного моря и Дуная

Сжиженный природный газ может служить альтернативным судовым топливом, с помощью которого судовладельцы будут соблюдать существенно ужесточенные нормы Международной морской организации по выбросу соединений серы, вступающие в силу в 2020 году. Вместе с тем переход на СПГ обеспечивает соответствие и другим, более строгим нормам зон ограничения выбросов в Европе и Америке. Данный процесс способствует также уменьшению выбросов соединений азота и сажи, ограничения для которых сегодня только обсуждаются. Использование СПГ в сфере морского транспорта внесет определенный вклад и в декарбонизацию (низко-углеродное устойчивое развитие), что является важной целью для многих западных стран, в первую очередь – государств ЕС.

Россия с ее огромными ресурсами газа, развитой портовой инфраструктурой и доступом к различным акваториям Мирового океана может сыграть важную роль в развитии СПГ-бункеровки, формируя для себя тем самым дополнительные сферы монетизации ресурсов газа страны. На Балтике уже существует инфраструктура по производству и транспортировке малотоннажного СПГ, на Дальнем Востоке проекты по ее созданию находятся на продвинутой стадии планирования, хотя и там еще есть огромные неиспользуемые резервы для формирования локального (регионального) рынка СПГ, например, модернизация рыболовного флота за счет строительства новых рыболовецких судов, использующих СПГ в качестве судового топлива. А Черноморский бассейн явно отстает в вопросах СПГ-бункеровки. Хотя он является зоной очевидного конкурентного потенциального преимущества для России по формированию рынка малотоннажного СПГ, в том числе в целях бункеровки, в Черноморско-Дунайском регионе. Однако, если мы отстанем, опоздаем в его формировании, нашу нишу займут конкуренты.

182