Свежий выпуск №3'15

ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ?

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Несомненно, основной тенденцией развития отечественного НГК в последние годы является стремительное усиление роли госкомпаний. В частности, «Роснефть», поглотившая ЮКОС, ТНК-ВР и подбирающаяся к «Башнефти», как и к ряду других активов, по итогам 2014 года довела свою долю в российской нефтедобыче до 36%. Еще около 6,3% приходится на «Газпром нефть», которая демонстрирует рекордный для отрасли рост производства. 
На этом фоне символом российского частного нефтяного бизнеса остается ЛУКОЙЛ. ВИНК, изначально создававшаяся по образу и подобию западных нефтяных корпораций, смогла одной из первых в нашей стране продемонстрировать преимущества вертикальной интеграции. А сочетание эффективной бизнес-модели и хороших неконфликтных отношений с российскими властями позволяло компании активно увеличивать объемы добычи и переработки сырья. 
Но несмотря на то, что частный гигант, в отличие от своих коллег, не пал жертвой огосударствления отрасли, он в полной мере почувствовал на себе последствия процесса. Это выразилось, прежде всего, в ограничении доступа к новым перспективным активам. В частности, компания, ставшая одним из пионеров разработки морских месторождений (на Каспии и Балтике), ныне оказалась отрезана от участия в новых шельфовых проектах. Да и «раздача слонов» на суше, как правило, обходит компанию Вагита Алекперова стороной. В результате сегодня ЛУКОЙЛу остается лишь удерживать объемы добычи на стабильном уровне и надеяться на лучшее. Эти надежды связаны в основном с вводом в разработку ряда новых — пусть и не гигантских, но весьма перспективных месторождений, — а также с интенсификацией освоения ряда старых активов. Кроме того, как полагает руководство компании, хороший импульс к развитию могло бы дать введение налога на дополнительный доход, что повысило бы рентабельность ряда проектов. 
Впрочем, у ЛУКОЙЛа в условиях санкций могут появиться новые возможности. Ведь из-за ограниченного финансирования аппетиты госкомпаний существенно сократятся — им просто не хватит средств на все запланированные проекты. А значит, они смогут «поделиться» с другими недропользователями. Недаром уже обсуждается возможность привлечения ЛУКОЙЛа в новые шельфовые проекты…
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
В последние годы добыча газа в России демонстрирует тенденцию к сокращению. В 2012 году она уменьшилась на 2,3%, в 2013 году показала неуверенный рост на 2% (за счет независимых компаний и при снижении производства «Газпромом»), а в прошлом году вновь упала на 4,2% (до 640,2 млрд м 3 ). Причины кроются не только в уменьшении спроса на газ в Европе в связи с внедрением программ энергосбережения, но и в чисто внутренних факторах. С одной стороны, добыча газа в силу истощения традиционных месторождений становится все более сложным и затратным делом. 
С другой — изъяны ценового регулирования снижают инвестиционную привлекательность проектов по освоению новых месторождений. Как отмечали участники экспертной дискуссии «Перспективы развития газового рынка России», прошедшей в рамках Гайдаровского форума, фактически отрасль в последние годы переведена в режим ручного управления. Попытки установления понятной и прозрачной системы ценообразования на внутреннем рынке (путем достижения равнодоходности с экспортом или любым другим методом) отложены на неопределенный срок. Крайне сложные механизмы межрегионального и межкатегорийного перекрестного субсидирования породили запутанный клубок экономических, политических и социальных проблем. И чтобы его распутать, теперь придется резать по живому.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
В течение почти полутора последних десятилетий нефтегазовые компании являлись не только основными донорами российского бюджета, но и главным источником наполнения внебюджетных фондов. В 2008 году, после разделения Стабилизационного фонда, были сформированы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Если первый из них стал частью системы бюджетного регулирования, то задача второго — гарантировать пенсионное обеспечение граждан в долгосрочной перспективе. К декабрю 2014 года объем ФНБ приблизился к 4 трлн рублей. 
Но ухудшение экономической ситуации в стране и введение западных санкций привели к тому, что многолетние «наполнители» ФНБ, то есть нефтегазовые компании, теперь и сами не прочь воспользоваться его средствами. Действительно, это выглядит вполне справедливо — если в «тучные» годы они отдавали фонду немалую часть заработанных ими средств, то в «голодные» годы не грех и самим припасть к этому источнику. 
Руководствуясь такими соображениями, часть компаний уже подала заявки на получение средств из ФНБ, а еще часть заявила о том, что в случае «общей раздачи» они тоже рассчитывают на свою долю. Минэнерго поддерживает претензии нефтяников и газовиков, в то время как Минфин и МЭР пытаются отстоять последний бастион «финансовой стабильности». Их главное требование — деньги должны выделяться строго на возвратной основе и на принципах проектного финансирования. 
Иными словами, компании должны четко обозначить, куда пойдут эти средства и каков будет эффект. Что ж, с этим проблем нет — достаточно много перспективных нефтегазовых проектов нуждается в инвестициях. 
Но вот только при ближайшем рассмотрении оказывается, что под шумок санкций появляется соблазн решить за счет средств ФНБ и получения других государственных льгот те проблемы, которые возникли вовсе не из- за нынешнего обострения отношений с Западом, а накапливались многие годы. И одна из главных причин их появления — не происки внешних врагов, а издержки ручного управления отраслью.
Статья
Автор: АНДРЕЙ МЕЩЕРИН, «Нефтегазовая Вертикаль»
Отказавшись от «Южного потока», Россия пытается выстроить принципиально новую конфигурацию собственного присутствия на европейском газовом рынке. В последние месяцы «Газпром» действует не просто решительно — наш газовый гигант наступает агрессивно. Пожалуй, даже вызывающе. 
Вероятно, этим Россия (очевидно, что газовые демарши — отнюдь не самодеятельность руководителей «национального достояния») хочет показать несгибаемость и силу, поставить несговорчивых европейцев на место. Но все это выглядит, как очень рискованная игра. Причем, при самом удачном стечении обстоятельств Россия и «Газпром» всего лишь сохранят долю присутствия на европейском газовом рынке. 
А шансы проиграть конкурентную борьбу сильно возрастают. Российский газовый гигант ведет себя в Европе, как слон в посудной лавке. Такое поведение шокирует западных партнеров, которые привыкли считать, что покупатель всегда прав. Лозунги советских работников торговли «вас много — я одна» или «бери, что дают» вряд ли найдут понимание у европейских покупателей газа. Можно ожидать, что они активизируют поиск альтернатив российскому топливу. Если им в этом повезет, «Газпром» рискует остаться у разбитого корыта. И винить в этом будет некого.
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
Главное событие 2014 года — ценовой триллер, но начался он только во втором полугодии. Поэтому годовые итоги не отражают остроты ситуации в мировой нефтегазовой индустрии, сложившейся к началу 2015 года. Если коротко, то на мировом нефтяном рынке запущен процесс «ОПЕК vs Сланцы». Отказ ОПЕК сократить добычу и поддержать рынок, заявления членов картеля о готовности выдержать предельно низкие цены ускорили падение цен и вызвали нарастающую череду бюджетных секвестров нефтяных компаний. 
Между тем мировой спрос на нефть в 2014 году вырос на 1%, а добыча — на 1,8%, что оказалось самым высоким показателем за последнее десятилетие. В региональном разрезе увеличение мировой добычи преимущественно обеспечено США и Канадой. Россия возглавляет первую десятку нефтедобывающих стран, но разрыв с Саудовской Аравией и США сокращается. Текущие запасы нефти выросли на минимальные 0,4% за десятилетие. Что касается цены нефти, то скорость, с которой она вдруг устремилась вниз, и внезапность этого движения однозначного объяснения пока не получили. Напор понижательного тренда не в состоянии пробить ни регулярные сообщения о террористических актах на нефтяных промыслах в неспокойных регионах, ни прогнозы сокращения добычи в 2015 году из-за закрытия ряда проектов.
Статья
Автор: ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, «Нефтегазовая Вертикаль»
В борьбе за нефтяной рынок Саудовской Аравии приходится сражаться не только со сланцами США, но и с собственным потреблением нефти. Более 31% добываемой в Королевстве нефти поглощает внутреннее потребление. Среди всех стран мира, представленных в BP Statistical Review of World Energy, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и ОАЭ — единственные, энергетический баланс которых строится только на нефти и газе. Спрос на нефть в Саудовской Аравии за последние 10 лет увеличивался на 6,5% в год. Энергетические потребности в стране обеспечиваются преимущественно нефтью, включая электроэнергию, выработка которой осуществляется, в том числе, за счет прямого сжигания нефти. 
Министр нефти Саудовской Аравии и другие высшие чиновники, отказавшись поддержать рынок и снизить добычу нефти, неоднократно заявляли, что экономика государства выдержит цену нефти вплоть до $20/барр. Проблема, однако, в том, что колоссальные потери нефтяных доходов могут затормозить крупные проекты по снижению внутреннего потребления нефти в стране, что отразится на экспортном потенциале крупнейшего мирового экспортера и, в конечном счете, на возможностях дальнейшего расширения доли рынка, за что и идет борьба.
Статья
Автор: ОЛЕГ ЛУКИН, «Нефтегазовая Вертикаль»
Туркменистан, занимающий четвертое место в мире по запасам природного газа, в условиях глобального падения мировых цен на нефть стремится значительно расширить свой выход на международный газовый рынок. С этой целью в дополнение к уже существующим трем маршрутам транспортировки природного газа правительство намерено ускорить работу по продвижению новых проектов экспортных газопроводов. 
В 2015 году планируется начать строительство газопровода ТАПИ в Пакистан и Индию, а также продолжить продвижение — вопреки Москве и Тегерану — Транскаспийского проекта, нацеленного на доставку туркменского газа на европейский рынок.
В настоящее время для Туркменистана актуальность реализации новых проектов возрастает еще и потому, что из существующих направлений экспорта, пожалуй, только одно, в Китай, имеет тенденцию к росту объемов поставок. Два остальных — в Россию и Иран — становятся все менее перспективными. Похоже, что прежняя практика продажи газа странам — «газовым гигантам» себя исчерпала…
Статья
Автор: ЕЛЕНА ЛАЗЬКО, Группа по обслуживанию предприятий нефтегазовой отрасли стран СНГ
Опрос руководителей и специалистов предприятий нефтегазовой отрасли компания «Делойт», СНГ проводит девятый год подряд. Традиционно целью исследования является выявление промежуточных итогов работы нефтегазового сектора, текущих результатов деятельности отдельных организаций, а также прогноз руководителей в отношении развития бизнеса в краткосрочной и среднесрочной перспективах.
Статья
Автор: «Делойт», СНГ
Обвал цен на нефть во втором полугодии 2014 года для многих оказался неожиданностью. Стоимость нефти марки Brent снизилась более чем на 50%. Еще в июне нефть продавалась по $115/барр, а уже к началу января цены упали ниже $50, и это, по-видимому, еще не предел. В течение четырех лет вплоть до июня 2014 года цены на нефть стабильно держались на отметке выше $100/барр. Министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али аль-Наими назвал этот уровень оптимальным, поскольку при таком показателе обеспечивается баланс между теми, кто добывает нефть, и теми, кто ее использует. 
Но… 2015 год будет очень непростым для нефтяных компаний, нефтедобывающих стран и международных регулирующих органов…