03 июля 2020

Чем рискует Россия в сделке ОПЕК+

Анализ РГО и ИРТТЭК
Поделиться:
Для выполнения условий апрельской сделки ОПЕК+ в России необходимо останавливать значительную долю эксплуатационного фонда скважин на длительный период, для чего потребуется решать дополнительные технико-геологические задачи. Об этом говорится в статье, подготовленной для Института развития технологий ТЭК экспертами Российского газового общества.

«В данном случае возникают существенные риски по дальнейшей эксплуатации ряда скважин, и последующему относительно «быстрому» восстановлению уровней добычи в среднесрочной перспективе», – предупреждают авторы статьи.

Они указывают, что длительная остановка скважин, связанная с консервацией части эксплуатационного фонда является гораздо более серьезным мероприятием, чем временная краткосрочная остановка, и несет с собой дополнительные риски, как с технико-экономической точки зрения (сложнее и дороже), так и с точки зрения восстановления продуктивности скважин после длительных остановок, неравномерной выработкой запасов на оставшихся в работе участках залежей, и снижения общего объема накопленной добычи нефти по действующим месторождениям.

Чтобы нивелировать риски неравномерной выработки запасов, снижения коэффициента извлечения нефти и потери части активных запасов, недропользователи должны разработать дополнительные меры контроля за разработкой месторождений.

В частности, необходимо нарастить общий объем промыслово-геофизических и гидродинамических исследований как остановленного, так и эксплуатируемого фонда скважин; с увеличенной периодичностью корректировать геолого-гидродинамические модели месторождений, разрабатывать и своевременно реализовывать мероприятия по увеличению нефтеотдачи на малорентабельном фонде, применять методы нестационарного воздействия, циклического воздействия (в случаях, где это технически реализуемо при действующих системах разработки).

Для того, чтобы восстановить добычу после того, как действие соглашения ОПЕК+ закончится, есть два пути. Первый – бурить скважины заблаговременно, вводя их в эксплуатацию лишь через определенное время, по мере необходимости.

Второй путь, который авторы статьи считают основным, заключается в стимулировании государством перераспределения части производственных затрат из долгосрочных инвестиционных проектов на работы с текущим эксплуатационным фондом: дополнительные исследования скважин, выполнение качественных НИОКР по уточнению геолого-гидродинамических моделей месторождений, усиленные работы по повышению нефтеотдачи на оставшихся в работе участках залежей.

Здесь речь идет в первую очередь о том, что господдержка поможет отечественному нефтесервису.

«Основная отраслевая задача сегодня – не допустить массовых остановок производственных мощностей нефтесервиса: буровиков, ремонтников скважин, геофизиков и сейсмиков, машиностроителей и транспортников. Для этого требуется согласованная работа всех отраслевых институтов управления, недропользователей, нефтесервиса, банковского сектора, а также государственных органов, которые должны выступить в качестве эффективного регулятора, устанавливающего своевременные и эффективные «правила игры» на нефтедобывающем рынке страны. В этом случае принимаемые меры позволят комплексно решать задачи по массовому сокращению добычи, обеспечив при этом качественную работу с текущими активными запасами, увеличивая КИН, и снижая в целом себестоимость добычи», – говорится в статье.