schneider-electric
schneider-electric
Array
(
    [TAGS] => Array
        (
            [0] => Е. И. Яковлев
        )

    [~TAGS] => Е. И. Яковлев
    [PREVIEW_PICTURE] => 
    [~PREVIEW_PICTURE] => 
    [ID] => 11774
    [~ID] => 11774
    [NAME] => К 75-летию со дня рождения  выдающегося учёного, профессора, д.т.н. Е. И. Яковлева (1939 -1991)
    [~NAME] => К 75-летию со дня рождения  выдающегося учёного, профессора, д.т.н. Е. И. Яковлева (1939 -1991)
    [IBLOCK_ID] => 1
    [~IBLOCK_ID] => 1
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [DETAIL_TEXT] => 

КРАТКИЙ ОЧЕРК О ЖИЗНИ И

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ


Евгений Ильич Яковлев родился 2 октября 1939 года в деревне Витомово Емельяновского района Калининской области (ныне – Старицкий район Тверской области) в семье сельских служащих.


Детские годы Жени Яковлева пришлись на трудную пору в истории нашей страны. В старших школьных классах, задумываясь об избрании своей будущей специальности, Евгений Яковлев решает заняться вопросами, направленными на облегчение жизненно необходимых и социально значимых проблем. Окончательное решение о выборе будущей специальности было принято после посещения подмосковной компрессорной станции (КС) «Гавриловское» магистрального газопровода Саратов – Москва. Мощь и величавость газовых турбин покорили его и вызвали твердое решение посвятить свою деятельность одной из важных энергетических проблем – трубопроводному транспорту природного газа. Совсем скоро это желание начало осуществляться.


В начале декабря 1964 года он защищает дипломный проект на тему «Автоматизация работы магистрального газопровода с центробежным нагнетателем» и оканчивает МИНХ и ГП с отличием по специальности «Автоматика и телемеханика» с присвоением квалификации инженера-электрика. За проявленную в период учебы способность к научно-исследовательской работе он был рекомендован Государственной экзаменационной комиссией для продолжения обучения аспирантуре.


Выполнив требуемое оформление диссертации, Евгений Ильич в мае 1968 года успешно защитил работу, получившую в итоге название «Некоторые вопросы расчета неустановившихся режимов работы магистральных газопроводов» (научный руководитель проф. Н.Н.Константинов), став кандидатом технических наук.


Его первая книга «Проектирование и эксплуатация систем дальнего транспорта газа», написанная совместно с известным учёным А.В.Александровым, увидела свет в 1974 году. В ней были изложены основные положения, содержащиеся в кандидатской диссертации Евгения Ильича, а также важные вопросы надежности газотранспортных систем, которые впоследствии вылились в отдельное направление его творческой деятельности. Значительным творческим успехом явилось и появление в 1976 году монографии «Трубопроводный транспорт газа» (соавторы С.А.Бобровский, С.Г.Щербаков, А.И.Гарляускас, В.В.Грачев), где были рассмотрены теоретические вопросы расчета режимов сложных газопроводных систем, методики прогнозирования роста газопотребления, вопросы развития систем газоснабжения, расчета и влияния аварийных режимов, методики анализа надежности систем, проблемы создания ЕСГ СССР. Затем вышли два учебника «Трубопроводный транспорт нефти и газа» (1978) и «Газовые сети и газохранилища» (1980), значимость которых очевидна и в настоящее время.


Докторскую работу «Неустановившиеся режимы эксплуатации сложных систем магистральных газопроводов» Е.И.Яковлев успешно защитил в октябре 1980 года. В этой диссертации он глубоко проанализировал работу взаимосвязанных газопроводных систем произвольной структуры и создал научно-методические основы для математического и алгоритмического обеспечения, а также оперативного расчёта и управления их режимами с учётом нестационарных процессов. Все официальные оппоненты единодушно отметили, что работа имеет не только огромное научно-техническое и народно-хозяйственное значение, а также то, что учёный создал свою научную школу. Решением ВАК при Совете Министров СССР в июле 1981 года Евгению Ильичу была присуждена степень доктора технических наук, что явилось дополнительным стимулом для интенсификации деятельности учёного.


В 80-х годах творческая биография Е.И.Яковлева характеризуется существенным расширением научных интересов. Его исследования были сосредоточены на следующих основных направлениях:


- применение методов системного анализа для моделирования сложных газотранспортных системы;

- математическое моделирование неустановившихся неизотермических режимов магистральных газопроводов;

- оперативное управление газотранспортными системами;

- применение методов системного анализа для моделирования нефте-проводов и нефтепродуктопроводов с отводами;

- моделирование неустановившихся неизотермических режимов ма-гистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;

- моделирование нестационарных режимов работы нефтепродукто-проводов при последовательной перекачке с разделителями различных сортов нефтепродуктов с учетом профиля трассы трубопровода;

- применение неустановившихся неизотермических моделей транс-портировки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), нестабиль-ного конденсата и этана;

- оценка технического состояния и надежности эксплуатируемых магистральных трубопроводов.


Наиболее сложные исследования, которым уделял внимание Е.И.Яков-лев, касались моделирования неустановившихся неизотермических режимов работы сложных магистральных систем трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтепродуктов.


Следует заметить, что высокая точность этих моделей достигалась за счет идентификации и адаптации моделей на базе имеющихся технологи-ческих замеров данных давления, температуры и расхода перекачиваемой среды. Такой подход был реализован группой аспирантов Е.И.Яковлева и позволил существенно повысить возможности применения разработанных алгоритмов и программ.


Заключительный этап моделирования сложных трубопроводных сис-тем – синтез получаемых решений был очень затруднен в те времена из-за низкой производительности вычислительных машин. Поэтому Евгений Ильич предложил использовать для решения поставленной задачи методоло-гию кусочно-линейных агрегатов. В результате были разработаны, апробиро-ваны и запатентованы программные комплексы, которые позволяли модели-ровать нестационарные режимы эксплуатации сложных трубопроводных систем транспорта газа, нефти и нефтепродуктов.


В частности, были созданы и внедрены «Методика расчета неизотермических магистральных нефтепроводов сложной конфигурации для задач диспетчерского управления», «Методика расчета сложных газотранспортных систем с пересеченным профилем трассы», «Методика выбора моделей для решения задач оперативного управления магистраль-ными газопроводами большого диаметра», «Методика расчета режимов сложных газотранспортных систем». Последняя методика была утверждена в Министерстве газовой промышленности и за ее разработку Е.И.Яковлев был удостоен медали ВДНХ СССР.


В этот период Евгений Ильич наиболее полно раскрыл себя как крупный ученый и талантливый организатор науки. Под его руководством было подготовлено значительное количество кандидатских диссертаций, среди которых в области моделирования режимов работы газопроводов можно выделить:


· «Исследование вопросов работоспособности и повышения эффек-тивности работы систем газоснабжения (на примере газотранспорт-ной системы НР Болгарии)», (1981, Н.Милев);


· «Разработка методов расчетов и оптимизации режимов работы газотранспортных систем (на примере системы газоснабжения САР)» (1982, Альшукр Хадер Авад);


· «Методы расчета режимов работы магистральных газопроводов в условиях Севера» (1982, А.С.Казак);


· «Совершенствование методов расчета эксплуатационных режимов газотранспортных систем большого диаметра для целей оперативно-диспетчерского управления» (1985, М.Я.Козлов);


· «Разработка адаптивных статистических методов выбора рациональ-ных режимов эксплуатации магистральных газопроводов для обеспе-чения их максимальной загрузки» (1984, В.И.Седов).

Наряду с этим, по данной тематике, при непосредственном авторстве Е.И.Яковлева, в разные годы были выпущены книги:


· «Сложные трубопроводные системы» (1982, соавторы В.В.Грачев, М.А.Гусейн-заде, Б.И.Ксенз);


· «Системный анализ газотранспортных магистралей Западной Сиби-ри» (1989, В.А.Иванов, Г.В.Крылов);


· «Оперативный контроль газотранспортных магистралей» (1991, А.С.Казак, В.И.Седов, И.В.Березина, Л.А.Видовский).


Подходы, которые использовал Евгений Ильич, обладали высокой степенью универсальности. В связи с этим, им было предложено провести аналогичные научные разработки для моделирования различных режимов эксплуатации систем трубопроводного транспорта жидких углеводородов. Под его руководством были подготовлены диссертационные работы «Разра-ботка методов оперативного расчета неизотермических магистральных неф-тепроводов с целью повышения их загрузки» (1984, А.Р.Сумбатова) и «Разра-ботка методов теплогидравлического расчета режимов работы трубопрово-дов при транспорте газонасыщенных нефтей и жидких углеводородов для обеспечения их максимальной пропускной способности» (1985, А.Е.Сощен-ко), а также вышли из печати монографии «Динамика трубопроводных сис-тем» (1987, соавторы В.В.Грачев, С.Г.Щербаков) и «Трубопроводные магист-рали жидких углеводородов» (1991, В.Д.Черняев, А.С.Казак, А.Е.Сощенко, Э.М.Ясин).


В этих работах были рассмотрены методы расчета магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. При этом основной упор делался на моделирование нештатных ситуаций, пуска, остановки трубопроводов с учетом профиля трассы, неизотермичности и переходного процесса. Это особенно важно при транспортировке высоковязких нефтей и нефтепро-дуктов (например, моделирование пуска мазутопровода в зимний период времени). Кроме того, Е.И.Яковлевым были поставлены и под его руководством успешно решены задачи минимизации объемов смеси при последовательной перекачке нефтепродуктов с шаровыми разделителями.


Сложные исследования по моделированию режимов эксплуатации тру-бопроводов были выполнены под руководством Евгения Ильича в области транспорта ШФЛУ, этана и других продуктов газохимии. При этом потребо-валось создание моделей, учитывающих фазовые переходы транспорти-руемого продукта. Например, для этанопровода, работающего в закритичес-кой области, были разработаны регламенты по его пуску и остановке при условии эксплуатации трубопровода в газообразном состоянии. Среди работ, посвященных этим проблемам, следует выделить кандидатские диссертации «Исследование и разработка методов расчета теплового взаимодействия хра-нилищ жидких углеводородов с окружающей средой» (1981, Л.А.Видовс-кий), «Разработка методов расчета систем трубопроводного транспорта углеводородного сырья» (1988, Ф.С.Салихянов) и монографии «Трубопро-водный транспорт продуктов разработки газоконденсатных месторождений» (1990, соавторы Т.В.Зверева, А.Е.Сощенко, Ф.С.Салихянов), «Тепловые режимы хранилищ сжиженных газов» (1992, Л.А.Видовский, В.М.Глоба).


В последнее десятилетие своей творческой деятельности Е.И.Яковлев стал уделять большое внимание вопросам надежности, эффективности функционирования и диагностики магистральных трубопроводов.


По данной тематике с участием Евгения Ильича были подготовлены книги «Современные методы диагностики магистральных газопроводов» (1987, соавтор Д.А.Ионин) и «Модели технического обслуживания и ремонта систем трубопроводного транспорта» (1993, В.А.Иванов, А.В.Шибнев, В.И.Матросов, Л.Г.Рафиков, Б.А.Клюк).


После внезапной кончины в июле 1987 г. заведующего кафедрой ТХНГ д.т.н., профессора В.А.Юфина, ректор института В.Н.Виноградов утвердил кандидатуру Е.И.Яковлева (выдвинутую Учёным Советом вуза) новым заведующим кафедрой.


Со вступлением на эту ответственную должность он начал со свойственным ему энтузиазмом и кипучей энергией интенсифицировать все стороны и без того насыщенной творческой деятельности как своей лично, так и возглавляемого им коллектива.


Профессор Е.И.Яковлев возглавлял кафедру «Транспорт и хранение нефти и газа» в период перестройки и нового мышления, когда образовательная и научно-исследовательская деятельность была обречена «выживать» по навязанным моделям хозрасчета. Тем не менее, ему удалось укрепить преподавательский состав кафедры, увеличить объем выполняемых научно-исследовательских работ, активизировать работу по повышению квалификации инженерно-технических работников нефтегазовой отрасли, улучшить материально-техническую базу кафедры.


В учебный план были включены новые дисциплины (Метрология, Надежность, Строительные конструкции и др.), практика по курсу «Информатика и вычислительная техника» в созданном на кафедре компьютерном классе, практика по получению рабочей профессии сварщика на базе опытного завода ВНИИГАЗ, необходимость в которой была продиктована потребностями отрасли.


Помимо большой педагогической нагрузки, в 1987 г. был издан учебник для вузов «Сооружение нефтегазопроводов, газохранилищ и нефтебаз» (соавторы Л.Д.Телегин, Р.А.Алиев, И.В.Березина) и переиздан учебник «Трубопроводный транспорт газа» (1988).


Учёный внёс огромный вклад в развитие отрасли будучи в составе научно-технических советов Миннефтепрома, Мингазппрома, Госкомнефтепродукта РСФСР, работал экспертом Госплана СССР, руководил экспертной группой Госкомитета по науке и технике Совета Министров СССР, являлся членом ряда ученых советов по присуждению учёных степеней.


Как было отмечено выше, основным направлением исследований в научной школе Е.И.Яковлева было изучение и моделирование нестационарных процессов течения нефти, нефтепродуктов и газа в сложных трубопроводных системах. Проблема эта крайне сложная и для ее решения требовались ученые разных специальностей. Поэтому Евгений Ильич подбирал и инженеров-механиков, и специалистов трубопроводного транспорта, и гидравликов, и математиков. Необходимы были знания в области системного и математического анализа, гидродинамики, теории вероятности, статистики, численного решения дифференциальных уравнений, теории постановки экспериментальных исследований. В свою очередь должен был быть и руководитель, который обладал бы высочайшей квалификацией и мог бы координировать весь комплекс научных исследований. Причем это были не просто научные разработки, они имели широкую практическую направленность и многие из них были внедрены на производстве. Здесь сказался талант Е.И.Яковлева как ученого, практика и организатора в проведении и продвижении научных исследований, подборе кадров среди молодежи и воспитании в учениках командного духа.


Общественная работа Е.И.Яковлева неоднократно отмечалась благодарностями и Почетными Грамотами. В 1984 году он был награждён памятным знаком «Участник строительства газопровода Уренгой–Помары-Ужгород». В ноябре 1987 года, педагогическая, научная и общественная работа Яковлева Е.И. была отмечена Почетной Грамотой ЦК КПСС и Совета Министров СССР.


Пройдя сложную, запутанную сеть научных лабиринтов, проф. Е.И.Яковлев находил оригинальное, безошибочное, изящное решение острой проблемы, актуальное до настоящего и даже будущего времени, забегая на несколько десятилетий вперёд.


Фундаментальные, оригинальные труды учёного не утратили значимости и востребованы не менее, чем ранее. Правительство страны 13.11.2009 г. № 1715-р утвердило “Энергетическую стратегию России, действующую на период до 2030 года”, в которой отмечены приоритетные направления, развитые в трудах профессора и его учеников, в том числе – повышение эффективности работы магистральных трубопроводов энергоносителей и снижение энергозатрат.


На его труды опирались и современные проектировщики подводных магистралей (газопроводы по дну Чёрного и Балтийского морей) – проекты Голубой, Южный и Северный потоки. Развитие научных трудов учёного его учениками, последователями и преемниками – способствует укреплению финансового статуса государства, созданию стратегического и стабилизационного фондов, необходимых для решения социальных программ и важных государственных задач.


Его жизнь и творчество, беззаветное служение отчизне, науке, людям, которых он очень любил, являются ярким положительным примером служения отечеству. Его научные исследования можно назвать технической поэзией, сравнить со стремительной полноводной, горной рекой огромной протяжённости, которую питают многочисленные притоки. В солнечный, ясный день её живописные берега особенно прекрасны. Здесь присутствуют все цвета радуги. Река, в свою очередь, питает множество электростанций, наполняющих светом и теплом не только жилища людей, но и их сердца.


Нить его яркой, насыщенной важными для науки и страны разработками, жизнь, оборвалась в расцвете творческих сил, когда ему едва исполнилось 52 года. Это произошло 26 ноября в г. Комсомольске Тюменской области, куда Евгений Ильич вместе со своими аспирантами был командирован для выполнения очередного этапа их диссертационных работ.


Кончина учёного стала огромной утратой для членов его семьи, друзей, аспирантов, сотрудников и студентов института.


Похоронен Е.И. Яковлев 29 ноября 1991 года на Хованском кладбище (участок 90 г). Семья и друзья обустроили его последнее пристанище на земле, создав Мемориал Памяти любимого отца, мужа и друга. Его ученики приезжают из разных районов России и из-за рубежа, чтобы почтить память учёного, педагога и друга.


Многочисленные ученики проф. Е.И.Яковлева, единомышленники, последователи его идей достойно продолжают дело учителя в различных качествах – от преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских институтов и проектных организаций нефтегазового профиля, крупных специалистов ОАО «ГАЗПРОМ», нефтяных компаний: « Транснефть», «Роснефть», «Газпром нефть» «Лукойл», «Итера» и других организаций, приумножая финансовый статус страны, благосостояние россиян, повышая мировой энергетический статус и авторитет России.


Таким был выдающийся учёный, корифей науки, создатель научной школы по транспорту и хранению энергоносителей, обладающий огромным творческим потенциалом, потрясающей эрудицией, профессор Евгений Ильич Яковлев.


Евгений Ильич Яковлев является автором и соавтором более трёхсот научных работ, в том числе многих монографий и учебников для вузов. Его книги “Проектирование и эксплуатация систем дальнего транспорта газа” (1974), “Трубопроводный транспорт газа” (1976), “Сложные трубопро-водные системы” (1982), “Динамика трубопроводных систем” (1987), “Трубопроводные магистрали жидких углеводородов” (1991) получили заслуженное признание, как в нашей стране, так и за рубежом.


Его книга “Эксплуатация газопроводов Западной Сибири” (1986) была удостоена премии Комитета по народному образованию СССР.


Интенсивным трудом, беззаветным служением науке Евгений Ильич Яковлев заслужил безграничное уважение своих воспитанников и коллег по отрасли. Сам факт, что его «выпускники» (некоторые из которых стали руководителями и очень занятыми людьми) в конце ноября 1991 года отложили все дела и приехали со всех концов огромного Советского Союза и даже других стран, чтобы проститься со своим учителем, говорит о многом. «Память о замечательных людях, выдающихся учёных мировой науки невозможно стереть со страниц её истории» (В. Н. Яковлева)


А. С. Казак, А.В. Черникин, Н.Е. Яковлев, В.Н. Яковлева

Молодой ученый, 1976 г.

Молодой ученый, 1976 г.

В рабочем кабинете, 1989 г.

В рабочем кабинете, 1989 г.

Коллектив кафедры транспорта и хранения нефти и газа.

Коллектив кафедры транспорта и хранения нефти и газа.

Евгений Ильич в нижнем ряду в центре, 1989 год 

[~DETAIL_TEXT] =>

КРАТКИЙ ОЧЕРК О ЖИЗНИ И

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ


Евгений Ильич Яковлев родился 2 октября 1939 года в деревне Витомово Емельяновского района Калининской области (ныне – Старицкий район Тверской области) в семье сельских служащих.


Детские годы Жени Яковлева пришлись на трудную пору в истории нашей страны. В старших школьных классах, задумываясь об избрании своей будущей специальности, Евгений Яковлев решает заняться вопросами, направленными на облегчение жизненно необходимых и социально значимых проблем. Окончательное решение о выборе будущей специальности было принято после посещения подмосковной компрессорной станции (КС) «Гавриловское» магистрального газопровода Саратов – Москва. Мощь и величавость газовых турбин покорили его и вызвали твердое решение посвятить свою деятельность одной из важных энергетических проблем – трубопроводному транспорту природного газа. Совсем скоро это желание начало осуществляться.


В начале декабря 1964 года он защищает дипломный проект на тему «Автоматизация работы магистрального газопровода с центробежным нагнетателем» и оканчивает МИНХ и ГП с отличием по специальности «Автоматика и телемеханика» с присвоением квалификации инженера-электрика. За проявленную в период учебы способность к научно-исследовательской работе он был рекомендован Государственной экзаменационной комиссией для продолжения обучения аспирантуре.


Выполнив требуемое оформление диссертации, Евгений Ильич в мае 1968 года успешно защитил работу, получившую в итоге название «Некоторые вопросы расчета неустановившихся режимов работы магистральных газопроводов» (научный руководитель проф. Н.Н.Константинов), став кандидатом технических наук.


Его первая книга «Проектирование и эксплуатация систем дальнего транспорта газа», написанная совместно с известным учёным А.В.Александровым, увидела свет в 1974 году. В ней были изложены основные положения, содержащиеся в кандидатской диссертации Евгения Ильича, а также важные вопросы надежности газотранспортных систем, которые впоследствии вылились в отдельное направление его творческой деятельности. Значительным творческим успехом явилось и появление в 1976 году монографии «Трубопроводный транспорт газа» (соавторы С.А.Бобровский, С.Г.Щербаков, А.И.Гарляускас, В.В.Грачев), где были рассмотрены теоретические вопросы расчета режимов сложных газопроводных систем, методики прогнозирования роста газопотребления, вопросы развития систем газоснабжения, расчета и влияния аварийных режимов, методики анализа надежности систем, проблемы создания ЕСГ СССР. Затем вышли два учебника «Трубопроводный транспорт нефти и газа» (1978) и «Газовые сети и газохранилища» (1980), значимость которых очевидна и в настоящее время.


Докторскую работу «Неустановившиеся режимы эксплуатации сложных систем магистральных газопроводов» Е.И.Яковлев успешно защитил в октябре 1980 года. В этой диссертации он глубоко проанализировал работу взаимосвязанных газопроводных систем произвольной структуры и создал научно-методические основы для математического и алгоритмического обеспечения, а также оперативного расчёта и управления их режимами с учётом нестационарных процессов. Все официальные оппоненты единодушно отметили, что работа имеет не только огромное научно-техническое и народно-хозяйственное значение, а также то, что учёный создал свою научную школу. Решением ВАК при Совете Министров СССР в июле 1981 года Евгению Ильичу была присуждена степень доктора технических наук, что явилось дополнительным стимулом для интенсификации деятельности учёного.


В 80-х годах творческая биография Е.И.Яковлева характеризуется существенным расширением научных интересов. Его исследования были сосредоточены на следующих основных направлениях:


- применение методов системного анализа для моделирования сложных газотранспортных системы;

- математическое моделирование неустановившихся неизотермических режимов магистральных газопроводов;

- оперативное управление газотранспортными системами;

- применение методов системного анализа для моделирования нефте-проводов и нефтепродуктопроводов с отводами;

- моделирование неустановившихся неизотермических режимов ма-гистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;

- моделирование нестационарных режимов работы нефтепродукто-проводов при последовательной перекачке с разделителями различных сортов нефтепродуктов с учетом профиля трассы трубопровода;

- применение неустановившихся неизотермических моделей транс-портировки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), нестабиль-ного конденсата и этана;

- оценка технического состояния и надежности эксплуатируемых магистральных трубопроводов.


Наиболее сложные исследования, которым уделял внимание Е.И.Яков-лев, касались моделирования неустановившихся неизотермических режимов работы сложных магистральных систем трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтепродуктов.


Следует заметить, что высокая точность этих моделей достигалась за счет идентификации и адаптации моделей на базе имеющихся технологи-ческих замеров данных давления, температуры и расхода перекачиваемой среды. Такой подход был реализован группой аспирантов Е.И.Яковлева и позволил существенно повысить возможности применения разработанных алгоритмов и программ.


Заключительный этап моделирования сложных трубопроводных сис-тем – синтез получаемых решений был очень затруднен в те времена из-за низкой производительности вычислительных машин. Поэтому Евгений Ильич предложил использовать для решения поставленной задачи методоло-гию кусочно-линейных агрегатов. В результате были разработаны, апробиро-ваны и запатентованы программные комплексы, которые позволяли модели-ровать нестационарные режимы эксплуатации сложных трубопроводных систем транспорта газа, нефти и нефтепродуктов.


В частности, были созданы и внедрены «Методика расчета неизотермических магистральных нефтепроводов сложной конфигурации для задач диспетчерского управления», «Методика расчета сложных газотранспортных систем с пересеченным профилем трассы», «Методика выбора моделей для решения задач оперативного управления магистраль-ными газопроводами большого диаметра», «Методика расчета режимов сложных газотранспортных систем». Последняя методика была утверждена в Министерстве газовой промышленности и за ее разработку Е.И.Яковлев был удостоен медали ВДНХ СССР.


В этот период Евгений Ильич наиболее полно раскрыл себя как крупный ученый и талантливый организатор науки. Под его руководством было подготовлено значительное количество кандидатских диссертаций, среди которых в области моделирования режимов работы газопроводов можно выделить:


· «Исследование вопросов работоспособности и повышения эффек-тивности работы систем газоснабжения (на примере газотранспорт-ной системы НР Болгарии)», (1981, Н.Милев);


· «Разработка методов расчетов и оптимизации режимов работы газотранспортных систем (на примере системы газоснабжения САР)» (1982, Альшукр Хадер Авад);


· «Методы расчета режимов работы магистральных газопроводов в условиях Севера» (1982, А.С.Казак);


· «Совершенствование методов расчета эксплуатационных режимов газотранспортных систем большого диаметра для целей оперативно-диспетчерского управления» (1985, М.Я.Козлов);


· «Разработка адаптивных статистических методов выбора рациональ-ных режимов эксплуатации магистральных газопроводов для обеспе-чения их максимальной загрузки» (1984, В.И.Седов).

Наряду с этим, по данной тематике, при непосредственном авторстве Е.И.Яковлева, в разные годы были выпущены книги:


· «Сложные трубопроводные системы» (1982, соавторы В.В.Грачев, М.А.Гусейн-заде, Б.И.Ксенз);


· «Системный анализ газотранспортных магистралей Западной Сиби-ри» (1989, В.А.Иванов, Г.В.Крылов);


· «Оперативный контроль газотранспортных магистралей» (1991, А.С.Казак, В.И.Седов, И.В.Березина, Л.А.Видовский).


Подходы, которые использовал Евгений Ильич, обладали высокой степенью универсальности. В связи с этим, им было предложено провести аналогичные научные разработки для моделирования различных режимов эксплуатации систем трубопроводного транспорта жидких углеводородов. Под его руководством были подготовлены диссертационные работы «Разра-ботка методов оперативного расчета неизотермических магистральных неф-тепроводов с целью повышения их загрузки» (1984, А.Р.Сумбатова) и «Разра-ботка методов теплогидравлического расчета режимов работы трубопрово-дов при транспорте газонасыщенных нефтей и жидких углеводородов для обеспечения их максимальной пропускной способности» (1985, А.Е.Сощен-ко), а также вышли из печати монографии «Динамика трубопроводных сис-тем» (1987, соавторы В.В.Грачев, С.Г.Щербаков) и «Трубопроводные магист-рали жидких углеводородов» (1991, В.Д.Черняев, А.С.Казак, А.Е.Сощенко, Э.М.Ясин).


В этих работах были рассмотрены методы расчета магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. При этом основной упор делался на моделирование нештатных ситуаций, пуска, остановки трубопроводов с учетом профиля трассы, неизотермичности и переходного процесса. Это особенно важно при транспортировке высоковязких нефтей и нефтепро-дуктов (например, моделирование пуска мазутопровода в зимний период времени). Кроме того, Е.И.Яковлевым были поставлены и под его руководством успешно решены задачи минимизации объемов смеси при последовательной перекачке нефтепродуктов с шаровыми разделителями.


Сложные исследования по моделированию режимов эксплуатации тру-бопроводов были выполнены под руководством Евгения Ильича в области транспорта ШФЛУ, этана и других продуктов газохимии. При этом потребо-валось создание моделей, учитывающих фазовые переходы транспорти-руемого продукта. Например, для этанопровода, работающего в закритичес-кой области, были разработаны регламенты по его пуску и остановке при условии эксплуатации трубопровода в газообразном состоянии. Среди работ, посвященных этим проблемам, следует выделить кандидатские диссертации «Исследование и разработка методов расчета теплового взаимодействия хра-нилищ жидких углеводородов с окружающей средой» (1981, Л.А.Видовс-кий), «Разработка методов расчета систем трубопроводного транспорта углеводородного сырья» (1988, Ф.С.Салихянов) и монографии «Трубопро-водный транспорт продуктов разработки газоконденсатных месторождений» (1990, соавторы Т.В.Зверева, А.Е.Сощенко, Ф.С.Салихянов), «Тепловые режимы хранилищ сжиженных газов» (1992, Л.А.Видовский, В.М.Глоба).


В последнее десятилетие своей творческой деятельности Е.И.Яковлев стал уделять большое внимание вопросам надежности, эффективности функционирования и диагностики магистральных трубопроводов.


По данной тематике с участием Евгения Ильича были подготовлены книги «Современные методы диагностики магистральных газопроводов» (1987, соавтор Д.А.Ионин) и «Модели технического обслуживания и ремонта систем трубопроводного транспорта» (1993, В.А.Иванов, А.В.Шибнев, В.И.Матросов, Л.Г.Рафиков, Б.А.Клюк).


После внезапной кончины в июле 1987 г. заведующего кафедрой ТХНГ д.т.н., профессора В.А.Юфина, ректор института В.Н.Виноградов утвердил кандидатуру Е.И.Яковлева (выдвинутую Учёным Советом вуза) новым заведующим кафедрой.


Со вступлением на эту ответственную должность он начал со свойственным ему энтузиазмом и кипучей энергией интенсифицировать все стороны и без того насыщенной творческой деятельности как своей лично, так и возглавляемого им коллектива.


Профессор Е.И.Яковлев возглавлял кафедру «Транспорт и хранение нефти и газа» в период перестройки и нового мышления, когда образовательная и научно-исследовательская деятельность была обречена «выживать» по навязанным моделям хозрасчета. Тем не менее, ему удалось укрепить преподавательский состав кафедры, увеличить объем выполняемых научно-исследовательских работ, активизировать работу по повышению квалификации инженерно-технических работников нефтегазовой отрасли, улучшить материально-техническую базу кафедры.


В учебный план были включены новые дисциплины (Метрология, Надежность, Строительные конструкции и др.), практика по курсу «Информатика и вычислительная техника» в созданном на кафедре компьютерном классе, практика по получению рабочей профессии сварщика на базе опытного завода ВНИИГАЗ, необходимость в которой была продиктована потребностями отрасли.


Помимо большой педагогической нагрузки, в 1987 г. был издан учебник для вузов «Сооружение нефтегазопроводов, газохранилищ и нефтебаз» (соавторы Л.Д.Телегин, Р.А.Алиев, И.В.Березина) и переиздан учебник «Трубопроводный транспорт газа» (1988).


Учёный внёс огромный вклад в развитие отрасли будучи в составе научно-технических советов Миннефтепрома, Мингазппрома, Госкомнефтепродукта РСФСР, работал экспертом Госплана СССР, руководил экспертной группой Госкомитета по науке и технике Совета Министров СССР, являлся членом ряда ученых советов по присуждению учёных степеней.


Как было отмечено выше, основным направлением исследований в научной школе Е.И.Яковлева было изучение и моделирование нестационарных процессов течения нефти, нефтепродуктов и газа в сложных трубопроводных системах. Проблема эта крайне сложная и для ее решения требовались ученые разных специальностей. Поэтому Евгений Ильич подбирал и инженеров-механиков, и специалистов трубопроводного транспорта, и гидравликов, и математиков. Необходимы были знания в области системного и математического анализа, гидродинамики, теории вероятности, статистики, численного решения дифференциальных уравнений, теории постановки экспериментальных исследований. В свою очередь должен был быть и руководитель, который обладал бы высочайшей квалификацией и мог бы координировать весь комплекс научных исследований. Причем это были не просто научные разработки, они имели широкую практическую направленность и многие из них были внедрены на производстве. Здесь сказался талант Е.И.Яковлева как ученого, практика и организатора в проведении и продвижении научных исследований, подборе кадров среди молодежи и воспитании в учениках командного духа.


Общественная работа Е.И.Яковлева неоднократно отмечалась благодарностями и Почетными Грамотами. В 1984 году он был награждён памятным знаком «Участник строительства газопровода Уренгой–Помары-Ужгород». В ноябре 1987 года, педагогическая, научная и общественная работа Яковлева Е.И. была отмечена Почетной Грамотой ЦК КПСС и Совета Министров СССР.


Пройдя сложную, запутанную сеть научных лабиринтов, проф. Е.И.Яковлев находил оригинальное, безошибочное, изящное решение острой проблемы, актуальное до настоящего и даже будущего времени, забегая на несколько десятилетий вперёд.


Фундаментальные, оригинальные труды учёного не утратили значимости и востребованы не менее, чем ранее. Правительство страны 13.11.2009 г. № 1715-р утвердило “Энергетическую стратегию России, действующую на период до 2030 года”, в которой отмечены приоритетные направления, развитые в трудах профессора и его учеников, в том числе – повышение эффективности работы магистральных трубопроводов энергоносителей и снижение энергозатрат.


На его труды опирались и современные проектировщики подводных магистралей (газопроводы по дну Чёрного и Балтийского морей) – проекты Голубой, Южный и Северный потоки. Развитие научных трудов учёного его учениками, последователями и преемниками – способствует укреплению финансового статуса государства, созданию стратегического и стабилизационного фондов, необходимых для решения социальных программ и важных государственных задач.


Его жизнь и творчество, беззаветное служение отчизне, науке, людям, которых он очень любил, являются ярким положительным примером служения отечеству. Его научные исследования можно назвать технической поэзией, сравнить со стремительной полноводной, горной рекой огромной протяжённости, которую питают многочисленные притоки. В солнечный, ясный день её живописные берега особенно прекрасны. Здесь присутствуют все цвета радуги. Река, в свою очередь, питает множество электростанций, наполняющих светом и теплом не только жилища людей, но и их сердца.


Нить его яркой, насыщенной важными для науки и страны разработками, жизнь, оборвалась в расцвете творческих сил, когда ему едва исполнилось 52 года. Это произошло 26 ноября в г. Комсомольске Тюменской области, куда Евгений Ильич вместе со своими аспирантами был командирован для выполнения очередного этапа их диссертационных работ.


Кончина учёного стала огромной утратой для членов его семьи, друзей, аспирантов, сотрудников и студентов института.


Похоронен Е.И. Яковлев 29 ноября 1991 года на Хованском кладбище (участок 90 г). Семья и друзья обустроили его последнее пристанище на земле, создав Мемориал Памяти любимого отца, мужа и друга. Его ученики приезжают из разных районов России и из-за рубежа, чтобы почтить память учёного, педагога и друга.


Многочисленные ученики проф. Е.И.Яковлева, единомышленники, последователи его идей достойно продолжают дело учителя в различных качествах – от преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских институтов и проектных организаций нефтегазового профиля, крупных специалистов ОАО «ГАЗПРОМ», нефтяных компаний: « Транснефть», «Роснефть», «Газпром нефть» «Лукойл», «Итера» и других организаций, приумножая финансовый статус страны, благосостояние россиян, повышая мировой энергетический статус и авторитет России.


Таким был выдающийся учёный, корифей науки, создатель научной школы по транспорту и хранению энергоносителей, обладающий огромным творческим потенциалом, потрясающей эрудицией, профессор Евгений Ильич Яковлев.


Евгений Ильич Яковлев является автором и соавтором более трёхсот научных работ, в том числе многих монографий и учебников для вузов. Его книги “Проектирование и эксплуатация систем дальнего транспорта газа” (1974), “Трубопроводный транспорт газа” (1976), “Сложные трубопро-водные системы” (1982), “Динамика трубопроводных систем” (1987), “Трубопроводные магистрали жидких углеводородов” (1991) получили заслуженное признание, как в нашей стране, так и за рубежом.


Его книга “Эксплуатация газопроводов Западной Сибири” (1986) была удостоена премии Комитета по народному образованию СССР.


Интенсивным трудом, беззаветным служением науке Евгений Ильич Яковлев заслужил безграничное уважение своих воспитанников и коллег по отрасли. Сам факт, что его «выпускники» (некоторые из которых стали руководителями и очень занятыми людьми) в конце ноября 1991 года отложили все дела и приехали со всех концов огромного Советского Союза и даже других стран, чтобы проститься со своим учителем, говорит о многом. «Память о замечательных людях, выдающихся учёных мировой науки невозможно стереть со страниц её истории» (В. Н. Яковлева)


А. С. Казак, А.В. Черникин, Н.Е. Яковлев, В.Н. Яковлева

Молодой ученый, 1976 г.

Молодой ученый, 1976 г.

В рабочем кабинете, 1989 г.

В рабочем кабинете, 1989 г.

Коллектив кафедры транспорта и хранения нефти и газа.

Коллектив кафедры транспорта и хранения нефти и газа.

Евгений Ильич в нижнем ряду в центре, 1989 год 

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => К 75-летию со дня рождения выдающегося учёного, профессора, д.т.н. Е. И. Яковлева (1939 -1991) [~PREVIEW_TEXT] => К 75-летию со дня рождения выдающегося учёного, профессора, д.т.н. Е. И. Яковлева (1939 -1991) [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 11.08.2014 16:08:48 [~TIMESTAMP_X] => 11.08.2014 16:08:48 [ACTIVE_FROM] => 11.08.2014 12:37:39 [~ACTIVE_FROM] => 11.08.2014 12:37:39 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/k_75_letiyu_so_dnya_rozhdeniya_vydayushchegosya_uchyenogo_professora_d_t_n_e_i_yakovleva_1939_1991/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/k_75_letiyu_so_dnya_rozhdeniya_vydayushchegosya_uchyenogo_professora_d_t_n_e_i_yakovleva_1939_1991/ [IBLOCK_ELEMENT_ID] => 11774 [~IBLOCK_ELEMENT_ID] => 11774 [PROPERTY_22] => НГВ [~PROPERTY_22] => НГВ [PROPERTY_23] => http://www.ngv.ru/ [~PROPERTY_23] => http://www.ngv.ru/ [PROPERTY_54] => 0.0000 [~PROPERTY_54] => 0.0000 [PROPERTY_95] => 0.0000 [~PROPERTY_95] => 0.0000 [PROPERTY_148] => [~PROPERTY_148] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => k_75_letiyu_so_dnya_rozhdeniya_vydayushchegosya_uchyenogo_professora_d_t_n_e_i_yakovleva_1939_1991 [~CODE] => k_75_letiyu_so_dnya_rozhdeniya_vydayushchegosya_uchyenogo_professora_d_t_n_e_i_yakovleva_1939_1991 [EXTERNAL_ID] => 11774 [~EXTERNAL_ID] => 11774 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 12:37, 11 Августа 2014 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( [TAGS] => Е. И. Яковлев [PREVIEW_PICTURE] => ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR_NAME] => Array ( [ID] => 22 [TIMESTAMP_X] => 2018-03-10 19:22:21 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR_NAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 22 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => НГВ [DESCRIPTION] => [~VALUE] => НГВ [~DESCRIPTION] => ) [SUB_TITLE] => Array ( [ID] => 148 [TIMESTAMP_X] => 2018-03-11 18:19:22 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Подзаголовок [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => SUB_TITLE [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => ) [AUTHOR_URL] => Array ( [ID] => 23 [TIMESTAMP_X] => 2018-03-10 19:22:21 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Ссылка на автора [ACTIVE] => Y [SORT] => 501 [CODE] => AUTHOR_URL [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 23 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => http://www.ngv.ru/ [DESCRIPTION] => [~VALUE] => http://www.ngv.ru/ [~DESCRIPTION] => ) [IMPORTANT] => Array ( [ID] => 54 [TIMESTAMP_X] => 2018-03-10 19:22:21 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Важно [ACTIVE] => Y [SORT] => 502 [CODE] => IMPORTANT [DEFAULT_VALUE] => 0 [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 4 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 54 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 0 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 0.0000 [~DESCRIPTION] => ) [MAIN_NEWS] => Array ( [ID] => 95 [TIMESTAMP_X] => 2018-03-10 19:22:21 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Главная новость [ACTIVE] => Y [SORT] => 503 [CODE] => MAIN_NEWS [DEFAULT_VALUE] => 0 [PROPERTY_TYPE] => N [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => 0 [DESCRIPTION] => [~VALUE] => 0.0000 [~DESCRIPTION] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR_NAME] => Array ( [ID] => 22 [TIMESTAMP_X] => 2018-03-10 19:22:21 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR_NAME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 22 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => Y [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => НГВ [DESCRIPTION] => [~VALUE] => НГВ [~DESCRIPTION] => [DISPLAY_VALUE] => НГВ ) [AUTHOR_URL] => Array ( [ID] => 23 [TIMESTAMP_X] => 2018-03-10 19:22:21 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Ссылка на автора [ACTIVE] => Y [SORT] => 501 [CODE] => AUTHOR_URL [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => 23 [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 2 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [VALUE] => http://www.ngv.ru/ [DESCRIPTION] => [~VALUE] => http://www.ngv.ru/ [~DESCRIPTION] => [DISPLAY_VALUE] => http://www.ngv.ru/ ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 14.10.2019 20:00:00 [~TIMESTAMP_X] => 14.10.2019 20:00:00 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Новости [~NAME] => Новости [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => [~SECTION_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html [RSS_TTL] => 1 [~RSS_TTL] => 1 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y [XML_ID] => furniture_news_s1 [~XML_ID] => furniture_news_s1 [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => N [~INDEX_SECTION] => N [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [VERSION] => 2 [~VERSION] => 2 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [SECTION_PROPERTY] => [~SECTION_PROPERTY] => [PROPERTY_INDEX] => [~PROPERTY_INDEX] => [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.ngv.ru [~SERVER_NAME] => www.ngv.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => К 75-летию со дня рождения выдающегося учёного, профессора, д.т.н. Е. И. Яковлева (1939 -1991) [BROWSER_TITLE] => К 75-летию со дня рождения выдающегося учёного, профессора, д.т.н. Е. И. Яковлева (1939 -1991) [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) )

К 75-летию со дня рождения выдающегося учёного, профессора, д.т.н. Е. И. Яковлева (1939 -1991)

КРАТКИЙ ОЧЕРК О ЖИЗНИ И

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ


Евгений Ильич Яковлев родился 2 октября 1939 года в деревне Витомово Емельяновского района Калининской области (ныне – Старицкий район Тверской области) в семье сельских служащих.


Детские годы Жени Яковлева пришлись на трудную пору в истории нашей страны. В старших школьных классах, задумываясь об избрании своей будущей специальности, Евгений Яковлев решает заняться вопросами, направленными на облегчение жизненно необходимых и социально значимых проблем. Окончательное решение о выборе будущей специальности было принято после посещения подмосковной компрессорной станции (КС) «Гавриловское» магистрального газопровода Саратов – Москва. Мощь и величавость газовых турбин покорили его и вызвали твердое решение посвятить свою деятельность одной из важных энергетических проблем – трубопроводному транспорту природного газа. Совсем скоро это желание начало осуществляться.


В начале декабря 1964 года он защищает дипломный проект на тему «Автоматизация работы магистрального газопровода с центробежным нагнетателем» и оканчивает МИНХ и ГП с отличием по специальности «Автоматика и телемеханика» с присвоением квалификации инженера-электрика. За проявленную в период учебы способность к научно-исследовательской работе он был рекомендован Государственной экзаменационной комиссией для продолжения обучения аспирантуре.


Выполнив требуемое оформление диссертации, Евгений Ильич в мае 1968 года успешно защитил работу, получившую в итоге название «Некоторые вопросы расчета неустановившихся режимов работы магистральных газопроводов» (научный руководитель проф. Н.Н.Константинов), став кандидатом технических наук.


Его первая книга «Проектирование и эксплуатация систем дальнего транспорта газа», написанная совместно с известным учёным А.В.Александровым, увидела свет в 1974 году. В ней были изложены основные положения, содержащиеся в кандидатской диссертации Евгения Ильича, а также важные вопросы надежности газотранспортных систем, которые впоследствии вылились в отдельное направление его творческой деятельности. Значительным творческим успехом явилось и появление в 1976 году монографии «Трубопроводный транспорт газа» (соавторы С.А.Бобровский, С.Г.Щербаков, А.И.Гарляускас, В.В.Грачев), где были рассмотрены теоретические вопросы расчета режимов сложных газопроводных систем, методики прогнозирования роста газопотребления, вопросы развития систем газоснабжения, расчета и влияния аварийных режимов, методики анализа надежности систем, проблемы создания ЕСГ СССР. Затем вышли два учебника «Трубопроводный транспорт нефти и газа» (1978) и «Газовые сети и газохранилища» (1980), значимость которых очевидна и в настоящее время.


Докторскую работу «Неустановившиеся режимы эксплуатации сложных систем магистральных газопроводов» Е.И.Яковлев успешно защитил в октябре 1980 года. В этой диссертации он глубоко проанализировал работу взаимосвязанных газопроводных систем произвольной структуры и создал научно-методические основы для математического и алгоритмического обеспечения, а также оперативного расчёта и управления их режимами с учётом нестационарных процессов. Все официальные оппоненты единодушно отметили, что работа имеет не только огромное научно-техническое и народно-хозяйственное значение, а также то, что учёный создал свою научную школу. Решением ВАК при Совете Министров СССР в июле 1981 года Евгению Ильичу была присуждена степень доктора технических наук, что явилось дополнительным стимулом для интенсификации деятельности учёного.


В 80-х годах творческая биография Е.И.Яковлева характеризуется существенным расширением научных интересов. Его исследования были сосредоточены на следующих основных направлениях:


- применение методов системного анализа для моделирования сложных газотранспортных системы;

- математическое моделирование неустановившихся неизотермических режимов магистральных газопроводов;

- оперативное управление газотранспортными системами;

- применение методов системного анализа для моделирования нефте-проводов и нефтепродуктопроводов с отводами;

- моделирование неустановившихся неизотермических режимов ма-гистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;

- моделирование нестационарных режимов работы нефтепродукто-проводов при последовательной перекачке с разделителями различных сортов нефтепродуктов с учетом профиля трассы трубопровода;

- применение неустановившихся неизотермических моделей транс-портировки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ), нестабиль-ного конденсата и этана;

- оценка технического состояния и надежности эксплуатируемых магистральных трубопроводов.


Наиболее сложные исследования, которым уделял внимание Е.И.Яков-лев, касались моделирования неустановившихся неизотермических режимов работы сложных магистральных систем трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтепродуктов.


Следует заметить, что высокая точность этих моделей достигалась за счет идентификации и адаптации моделей на базе имеющихся технологи-ческих замеров данных давления, температуры и расхода перекачиваемой среды. Такой подход был реализован группой аспирантов Е.И.Яковлева и позволил существенно повысить возможности применения разработанных алгоритмов и программ.


Заключительный этап моделирования сложных трубопроводных сис-тем – синтез получаемых решений был очень затруднен в те времена из-за низкой производительности вычислительных машин. Поэтому Евгений Ильич предложил использовать для решения поставленной задачи методоло-гию кусочно-линейных агрегатов. В результате были разработаны, апробиро-ваны и запатентованы программные комплексы, которые позволяли модели-ровать нестационарные режимы эксплуатации сложных трубопроводных систем транспорта газа, нефти и нефтепродуктов.


В частности, были созданы и внедрены «Методика расчета неизотермических магистральных нефтепроводов сложной конфигурации для задач диспетчерского управления», «Методика расчета сложных газотранспортных систем с пересеченным профилем трассы», «Методика выбора моделей для решения задач оперативного управления магистраль-ными газопроводами большого диаметра», «Методика расчета режимов сложных газотранспортных систем». Последняя методика была утверждена в Министерстве газовой промышленности и за ее разработку Е.И.Яковлев был удостоен медали ВДНХ СССР.


В этот период Евгений Ильич наиболее полно раскрыл себя как крупный ученый и талантливый организатор науки. Под его руководством было подготовлено значительное количество кандидатских диссертаций, среди которых в области моделирования режимов работы газопроводов можно выделить:


· «Исследование вопросов работоспособности и повышения эффек-тивности работы систем газоснабжения (на примере газотранспорт-ной системы НР Болгарии)», (1981, Н.Милев);


· «Разработка методов расчетов и оптимизации режимов работы газотранспортных систем (на примере системы газоснабжения САР)» (1982, Альшукр Хадер Авад);


· «Методы расчета режимов работы магистральных газопроводов в условиях Севера» (1982, А.С.Казак);


· «Совершенствование методов расчета эксплуатационных режимов газотранспортных систем большого диаметра для целей оперативно-диспетчерского управления» (1985, М.Я.Козлов);


· «Разработка адаптивных статистических методов выбора рациональ-ных режимов эксплуатации магистральных газопроводов для обеспе-чения их максимальной загрузки» (1984, В.И.Седов).

Наряду с этим, по данной тематике, при непосредственном авторстве Е.И.Яковлева, в разные годы были выпущены книги:


· «Сложные трубопроводные системы» (1982, соавторы В.В.Грачев, М.А.Гусейн-заде, Б.И.Ксенз);


· «Системный анализ газотранспортных магистралей Западной Сиби-ри» (1989, В.А.Иванов, Г.В.Крылов);


· «Оперативный контроль газотранспортных магистралей» (1991, А.С.Казак, В.И.Седов, И.В.Березина, Л.А.Видовский).


Подходы, которые использовал Евгений Ильич, обладали высокой степенью универсальности. В связи с этим, им было предложено провести аналогичные научные разработки для моделирования различных режимов эксплуатации систем трубопроводного транспорта жидких углеводородов. Под его руководством были подготовлены диссертационные работы «Разра-ботка методов оперативного расчета неизотермических магистральных неф-тепроводов с целью повышения их загрузки» (1984, А.Р.Сумбатова) и «Разра-ботка методов теплогидравлического расчета режимов работы трубопрово-дов при транспорте газонасыщенных нефтей и жидких углеводородов для обеспечения их максимальной пропускной способности» (1985, А.Е.Сощен-ко), а также вышли из печати монографии «Динамика трубопроводных сис-тем» (1987, соавторы В.В.Грачев, С.Г.Щербаков) и «Трубопроводные магист-рали жидких углеводородов» (1991, В.Д.Черняев, А.С.Казак, А.Е.Сощенко, Э.М.Ясин).


В этих работах были рассмотрены методы расчета магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов. При этом основной упор делался на моделирование нештатных ситуаций, пуска, остановки трубопроводов с учетом профиля трассы, неизотермичности и переходного процесса. Это особенно важно при транспортировке высоковязких нефтей и нефтепро-дуктов (например, моделирование пуска мазутопровода в зимний период времени). Кроме того, Е.И.Яковлевым были поставлены и под его руководством успешно решены задачи минимизации объемов смеси при последовательной перекачке нефтепродуктов с шаровыми разделителями.


Сложные исследования по моделированию режимов эксплуатации тру-бопроводов были выполнены под руководством Евгения Ильича в области транспорта ШФЛУ, этана и других продуктов газохимии. При этом потребо-валось создание моделей, учитывающих фазовые переходы транспорти-руемого продукта. Например, для этанопровода, работающего в закритичес-кой области, были разработаны регламенты по его пуску и остановке при условии эксплуатации трубопровода в газообразном состоянии. Среди работ, посвященных этим проблемам, следует выделить кандидатские диссертации «Исследование и разработка методов расчета теплового взаимодействия хра-нилищ жидких углеводородов с окружающей средой» (1981, Л.А.Видовс-кий), «Разработка методов расчета систем трубопроводного транспорта углеводородного сырья» (1988, Ф.С.Салихянов) и монографии «Трубопро-водный транспорт продуктов разработки газоконденсатных месторождений» (1990, соавторы Т.В.Зверева, А.Е.Сощенко, Ф.С.Салихянов), «Тепловые режимы хранилищ сжиженных газов» (1992, Л.А.Видовский, В.М.Глоба).


В последнее десятилетие своей творческой деятельности Е.И.Яковлев стал уделять большое внимание вопросам надежности, эффективности функционирования и диагностики магистральных трубопроводов.


По данной тематике с участием Евгения Ильича были подготовлены книги «Современные методы диагностики магистральных газопроводов» (1987, соавтор Д.А.Ионин) и «Модели технического обслуживания и ремонта систем трубопроводного транспорта» (1993, В.А.Иванов, А.В.Шибнев, В.И.Матросов, Л.Г.Рафиков, Б.А.Клюк).


После внезапной кончины в июле 1987 г. заведующего кафедрой ТХНГ д.т.н., профессора В.А.Юфина, ректор института В.Н.Виноградов утвердил кандидатуру Е.И.Яковлева (выдвинутую Учёным Советом вуза) новым заведующим кафедрой.


Со вступлением на эту ответственную должность он начал со свойственным ему энтузиазмом и кипучей энергией интенсифицировать все стороны и без того насыщенной творческой деятельности как своей лично, так и возглавляемого им коллектива.


Профессор Е.И.Яковлев возглавлял кафедру «Транспорт и хранение нефти и газа» в период перестройки и нового мышления, когда образовательная и научно-исследовательская деятельность была обречена «выживать» по навязанным моделям хозрасчета. Тем не менее, ему удалось укрепить преподавательский состав кафедры, увеличить объем выполняемых научно-исследовательских работ, активизировать работу по повышению квалификации инженерно-технических работников нефтегазовой отрасли, улучшить материально-техническую базу кафедры.


В учебный план были включены новые дисциплины (Метрология, Надежность, Строительные конструкции и др.), практика по курсу «Информатика и вычислительная техника» в созданном на кафедре компьютерном классе, практика по получению рабочей профессии сварщика на базе опытного завода ВНИИГАЗ, необходимость в которой была продиктована потребностями отрасли.


Помимо большой педагогической нагрузки, в 1987 г. был издан учебник для вузов «Сооружение нефтегазопроводов, газохранилищ и нефтебаз» (соавторы Л.Д.Телегин, Р.А.Алиев, И.В.Березина) и переиздан учебник «Трубопроводный транспорт газа» (1988).


Учёный внёс огромный вклад в развитие отрасли будучи в составе научно-технических советов Миннефтепрома, Мингазппрома, Госкомнефтепродукта РСФСР, работал экспертом Госплана СССР, руководил экспертной группой Госкомитета по науке и технике Совета Министров СССР, являлся членом ряда ученых советов по присуждению учёных степеней.


Как было отмечено выше, основным направлением исследований в научной школе Е.И.Яковлева было изучение и моделирование нестационарных процессов течения нефти, нефтепродуктов и газа в сложных трубопроводных системах. Проблема эта крайне сложная и для ее решения требовались ученые разных специальностей. Поэтому Евгений Ильич подбирал и инженеров-механиков, и специалистов трубопроводного транспорта, и гидравликов, и математиков. Необходимы были знания в области системного и математического анализа, гидродинамики, теории вероятности, статистики, численного решения дифференциальных уравнений, теории постановки экспериментальных исследований. В свою очередь должен был быть и руководитель, который обладал бы высочайшей квалификацией и мог бы координировать весь комплекс научных исследований. Причем это были не просто научные разработки, они имели широкую практическую направленность и многие из них были внедрены на производстве. Здесь сказался талант Е.И.Яковлева как ученого, практика и организатора в проведении и продвижении научных исследований, подборе кадров среди молодежи и воспитании в учениках командного духа.


Общественная работа Е.И.Яковлева неоднократно отмечалась благодарностями и Почетными Грамотами. В 1984 году он был награждён памятным знаком «Участник строительства газопровода Уренгой–Помары-Ужгород». В ноябре 1987 года, педагогическая, научная и общественная работа Яковлева Е.И. была отмечена Почетной Грамотой ЦК КПСС и Совета Министров СССР.


Пройдя сложную, запутанную сеть научных лабиринтов, проф. Е.И.Яковлев находил оригинальное, безошибочное, изящное решение острой проблемы, актуальное до настоящего и даже будущего времени, забегая на несколько десятилетий вперёд.


Фундаментальные, оригинальные труды учёного не утратили значимости и востребованы не менее, чем ранее. Правительство страны 13.11.2009 г. № 1715-р утвердило “Энергетическую стратегию России, действующую на период до 2030 года”, в которой отмечены приоритетные направления, развитые в трудах профессора и его учеников, в том числе – повышение эффективности работы магистральных трубопроводов энергоносителей и снижение энергозатрат.


На его труды опирались и современные проектировщики подводных магистралей (газопроводы по дну Чёрного и Балтийского морей) – проекты Голубой, Южный и Северный потоки. Развитие научных трудов учёного его учениками, последователями и преемниками – способствует укреплению финансового статуса государства, созданию стратегического и стабилизационного фондов, необходимых для решения социальных программ и важных государственных задач.


Его жизнь и творчество, беззаветное служение отчизне, науке, людям, которых он очень любил, являются ярким положительным примером служения отечеству. Его научные исследования можно назвать технической поэзией, сравнить со стремительной полноводной, горной рекой огромной протяжённости, которую питают многочисленные притоки. В солнечный, ясный день её живописные берега особенно прекрасны. Здесь присутствуют все цвета радуги. Река, в свою очередь, питает множество электростанций, наполняющих светом и теплом не только жилища людей, но и их сердца.


Нить его яркой, насыщенной важными для науки и страны разработками, жизнь, оборвалась в расцвете творческих сил, когда ему едва исполнилось 52 года. Это произошло 26 ноября в г. Комсомольске Тюменской области, куда Евгений Ильич вместе со своими аспирантами был командирован для выполнения очередного этапа их диссертационных работ.


Кончина учёного стала огромной утратой для членов его семьи, друзей, аспирантов, сотрудников и студентов института.


Похоронен Е.И. Яковлев 29 ноября 1991 года на Хованском кладбище (участок 90 г). Семья и друзья обустроили его последнее пристанище на земле, создав Мемориал Памяти любимого отца, мужа и друга. Его ученики приезжают из разных районов России и из-за рубежа, чтобы почтить память учёного, педагога и друга.


Многочисленные ученики проф. Е.И.Яковлева, единомышленники, последователи его идей достойно продолжают дело учителя в различных качествах – от преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских институтов и проектных организаций нефтегазового профиля, крупных специалистов ОАО «ГАЗПРОМ», нефтяных компаний: « Транснефть», «Роснефть», «Газпром нефть» «Лукойл», «Итера» и других организаций, приумножая финансовый статус страны, благосостояние россиян, повышая мировой энергетический статус и авторитет России.


Таким был выдающийся учёный, корифей науки, создатель научной школы по транспорту и хранению энергоносителей, обладающий огромным творческим потенциалом, потрясающей эрудицией, профессор Евгений Ильич Яковлев.


Евгений Ильич Яковлев является автором и соавтором более трёхсот научных работ, в том числе многих монографий и учебников для вузов. Его книги “Проектирование и эксплуатация систем дальнего транспорта газа” (1974), “Трубопроводный транспорт газа” (1976), “Сложные трубопро-водные системы” (1982), “Динамика трубопроводных систем” (1987), “Трубопроводные магистрали жидких углеводородов” (1991) получили заслуженное признание, как в нашей стране, так и за рубежом.


Его книга “Эксплуатация газопроводов Западной Сибири” (1986) была удостоена премии Комитета по народному образованию СССР.


Интенсивным трудом, беззаветным служением науке Евгений Ильич Яковлев заслужил безграничное уважение своих воспитанников и коллег по отрасли. Сам факт, что его «выпускники» (некоторые из которых стали руководителями и очень занятыми людьми) в конце ноября 1991 года отложили все дела и приехали со всех концов огромного Советского Союза и даже других стран, чтобы проститься со своим учителем, говорит о многом. «Память о замечательных людях, выдающихся учёных мировой науки невозможно стереть со страниц её истории» (В. Н. Яковлева)


А. С. Казак, А.В. Черникин, Н.Е. Яковлев, В.Н. Яковлева

Молодой ученый, 1976 г.

Молодой ученый, 1976 г.

В рабочем кабинете, 1989 г.

В рабочем кабинете, 1989 г.

Коллектив кафедры транспорта и хранения нефти и газа.

Коллектив кафедры транспорта и хранения нефти и газа.

Евгений Ильич в нижнем ряду в центре, 1989 год 

MD
Читайте также :