17 марта 2021

«Рост топливных цен неизбежен»

Цены будут расти, пока проблема налогов не будет решена стратегически
Поделиться:
Счетная палата РФ предупредила о рисках повторения сценария 2018 года, когда был зафиксирован скачок цен на автомобильное топливо. Министерство энергетики РФ в ответ заявило, что внутренний рынок топливом полностью обеспечен, кроме того, принят ряд мер для стабилизации цен (например, принято решение о корректировке демпфирующего механизма). «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с отраслевыми экспертами, попросив прокомментировать риски и возможные пути решения проблемы.

Гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев считает, что без корректировки налоговой нагрузки на нефтяную отрасль рост цен на топливо неизбежен. По его словам, с начала 2019 года налоговое бремя в нефтяном сектоер стало неподъемным, а в 2021 году оно еще увеличилось (был отменен ряд льгот, в частности, по сверхвязкой нефти, – НГВ).

«Я хочу напомнить, что на Дальнем Востоке топливный кризис начался еще в конце прошлого года, цена литра бензина превышала 100 рублей. И это может ждать всю страну, – говорит эксперт. – Меры, принимаемые Минэнерго, антирыночны и не способны исправить ситуацию. Демпфер ничего, кроме вреда, не приносит, лишь увеличивая налоговую нагрузку. Необходимо вообще заходить с другого конца, в первую очередь полностью отменив акцизы на бензин и дизельное топливо».

Президент Независимого топливного союза Павел Баженов напоминает, что в 2018 году скачок топливных цен пришелся на сезон высокого спроса (апрель-май), тогда как сейчас мы видим рост стоимости уже зимой — в начале весны.

«Оптовые цены, которые формируются рыночно, уже взлетели, местами они даже превышают розничные, так как последние регулируются. И есть все основания ожидать, что в «высокий» сезон опт продолжит расти, хотя дальше, казалось бы, некуда, – предупреждает Баженов. – В очередной раз система регулирования топливного рынка терпит фиаско. Игра в регулирование – это путь к дефициту не только продукта, но и и топливной инфраструктуры, которая уже деградирует. Нет стимулов развивать переработку, сети АЗС, мощности по хранению».

Корректировки демпфирующего механизма, о которой заявляет Минэнерго, по словам Баженова, определенно будет недостаточно для исправления ситуации. Максимум, что даст корректировка – это сдерживание роста цен. Тогда как проблема должна решаться стратегически, говорит глава НТС.

«В первую очередь необходимо устранить налоговый диспаритет между экспортом и поставками на внутренний рынок, так как для последних налоги выше за счет акцизов, которые к экспортным поставкам не применяются– говорит Баженов. – Демпфер предоставляет компаниям некий налоговый вычет, но почему решили, что его корректировка скажется на конечных ценах? Компании просто будут компенсировать убытки, понесенные ранее».

Повышение налогов должно транслироваться в розничные цены, таков рыночный механизм ценообразования, напоминает Баженов. А российское правительство увеличивает налоги, пытаясь при этом сдержать рост розницы. По мнению главы НТС, проблема может быть решена, если власти решатся «отпустить» розницу, позволив ценам формироваться рыночно. Это, безусловно, приведет к росту цен на АЗС, но этот рост не будет критичным. По оценке Баженова, он может составить около 3 рублей за литр, однако затем вступят в действие законы конкуренции и ситуация урегулируется.

«Меры нужно принимать срочно, как пожар нужно тушить сразу же. А наши власти вместо того, чтобы тушить пожар, обсуждают, как именно они это будут делать», – подводит итог Баженов.

Замглавы Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов отмечает, что из-за роста оптовых цен при сдерживании розницы независимые игроки топливного рынка сейчас находятся на грани выживания (в отличие от ВИНКов, которые могут компенсировать потери за счет экспортных поставок).

«И у независимых остается лишь две возможности выжить: продажа сопутствующих товаров (в первую очередь кофе) и нарушения, такие как недолив и торговля контрафактным топливом, – говорит Клевцов. – Звучит странно, но независимые торговцы бензином фактически не зарабатывают на торговле собственно безнзином. И, с одной стороны, очень хорошо, что правительство пытается изменить ситуацию. Но с другой стороны, очевидно, что за все в итоге заплатит потребитель. Рост топливных цен неизбежен».




Читайте также