21 сентября 2018

Сентябрьский «Вектор», спецвыпуск «Нефтегазовой вертикали»

Поделиться:

Главной темой сентябрьского выпуска «Вектора» стало повышение энергоэффективности мировой экономики и развитие возобновляемых источников энергии. Как отмечается в статье «Опасная альтернатива», сегодня, несмотря на достаточно долгосрочную стабилизацию цен на нефть, уже практически никто не ждет их возвращения к $100-150 за баррель. Более того, по-прежнему звучат опасения по поводу их возможного падения. И это связано не только и не столько с ростом предложения углеводородного сырья, и не с замедлением темпов глобального экономического развития, сколько с повышением энергоэфективности и расширением сектора ВИЭ.

Выполняя решения Парижской конференции по климату, многие страны принимают амбициозные программы в сфере энергосбережения. Россия не стала исключением – в апреле нынешнего года президент Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев подписали важные документы, связанные с повышение энергоэффективности. И это не может не отразиться на объемах спроса на традиционные энергоносители.

Одновременно в мире интенсивно развивается альтернативная энергетика. Причем в данном процессе активно участвуют ведущие нефтегазовые компании. Российские же ВИНК делают только первые шаги в этом направлении.

Один из главных векторов развития альтернативной энергетики – широкое использование электромобилей. Как отмечается в статье экспертов компании Vygon Consulting «Трендам вопреки», глобальный рынок электромобилей развивается семимильными шагами. В 2017 году в мире числилось уже 3,4 млн зарегистрированных транспортных средств на электротяге. В России такое авто пока остается «игрушкой для богатых». В отсутствие диалога правительства и производителей электрокаров эффективность любых стимулирующих мероприятий оказывается под вопросом. Вопреки мировым трендам, в нашей стране гораздо больше предпосылок для дальнейшего развития имеет транспорт на компримированном газе.

Впрочем, традиционные энергоресурсы не спешат уступать свои позиции «альтернативе». В первую очередь это касается газа. Как подчеркивается в статье «Перспективы рекорда видны все яснее», подготовленной сотрудниками компании «Газпром экспорт», к концу первого полугодия повышенный спрос на российский газ позволяет с уверенностью предположить выход на рекордные показатели по итогам года.

Рост потребностей в российском газе происходил на фоне снижения европейского потребления. Если с 2014 по 2017 годы оно стабильно росло, увеличившись на 82,8 млрд м3 или 17%, то в начале нынешнего года ситуация изменилась. По предварительным оценкам, в первом полугодии объем потребления природного газа в европейском дальнем зарубежье сократился по сравнению с первым полугодием 2017-го на 7,9 млрд м3 или 2,6%, составив 291,1 млрд м3.

Но успехи, достигнутые на европейском рынке, не означают, что в российской газовой отрасли нет серьезных проблем. Наоборот, она нуждается в серьезном реформировании, причем с учетом зарубежного опыта – как положительного, так и негативного. Сергей Комлев в статье «Уроки турецкого для российского газа» напоминает, что обрушение курса турецкой лиры в августе 2018 года обострило хронические недуги национального рынка природного газа и аукнулось крайне неблагоприятными последствиями практически для всех его участников. Это стало следствием несовершенства механизма регулирования, нерешительности и половинчатости при проведении реформ в отрасли. В этой связи напрашиваются параллели с ситуацией на газовом рынке РФ, который также остается недореформированным. Хотя проблемы здесь и проявляются в менее болезненных формах, чем в Турции, но они явно тормозят развитие отрасли.

Позитивные подвижки нужны не только в отдельно взятой газовой сфере, но и в целом в отечественном нефтегазовом комплексе. В первую очередь, они должны быть связаны с созданием благоприятного инвестиционного режима. Как подчеркивает в статье «Стабильность инвестклимата: уроки истории» профессор Андрей Конопляник, с момента образования постсоветской России в стране не прекращается дискуссия на тему создания благоприятного инвестиционного климата, то сопровождаемая всплесками публичного интереса к ней, то затухающая ненадолго. Сегодня мы наблюдаем новый виток повышенного внимания к этой теме. Вызвало ее известное письмо помощника президента РФ Андрея Белоусова о ретроактивном изъятии девальвационной прибыли у ряда компаний несырьевого сектора.

Предыдущий всплеск внимания и по сходному поводу вызвало аналогичное предложение трехлетней давности тогдашнего министра финансов (тогда еще не первого вице-премьера) Антона Силуанова об изъятии девальвационной прибыли у нефтяников и газовиков, которое тоже должно было иметь обратную силу. То есть налицо эффект дежа вю…

О необходимости совершенствования правого регулирования недропользования в РФ говорится и в статье старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Михаила Субботина «Трансграничный прецедент». «Летом нынешнего года в российском нефтегазовом комплексе разгорелся очередной корпоративный конфликт – между «Роснефтью» и участниками соглашения «Сахалин-1», среди которых фигурируют «дочки» самой госкомпании. Это стало сюрпризом, хотя рано или поздно такой конфликт должен был случиться! С одной стороны, предпосылки к нему заложены в самом российском законодательстве, которое не регулирует вопрос разработки трансграничных месторождений. Предпринятые еще полтора десятилетия назад попытки заполнить этот правовой пробел, заимствуя мировой опыт, так ни к чему и не привели. С другой стороны, практика подачи судебных исков в России давно превратилась в право сильного – способ давления на несговорчивых оппонентов, в том числе на зарубежные корпорации. Как правило, такие иски заканчиваются мировыми соглашениями в пользу отечественных государственных компаний», – отмечает автор.

В этом номере «Вектора» также опубликованы статьи, посвященные вхождению НГК в новый мегацикл мировой экономики, российско-белорусским отношениям в сфере нефтегаза, цифровизации процессов нефтедобычи.

Читайте также