Энергетический центр бизнес-школы СКОЛКОВО презентовал выводы по сценариям развития нефтепереработки России на заседании экспертной группы ОАО «АК «Транснефть».

Аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Дарья Козлова  выступила с докладом на заседании экспертной группы ОАО «АК «Транснефть», презентовав выводы по сценариям модернизации отечественной нефтепереработки в контексте влияния на изменение потоков нефти и нефтепродуктов. В мероприятии участвовали вице-президент Транснефти Михаил Барков, советник президента Транснефти Игорь Демин,  генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамара Канделаки, аналитики «ВТБ Капитал»  Дмитрий Лукашов и Ольга Даниленко и другие отраслевые эксперты. Председателем Экспертной группы выступил Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций.

В своем выступлении Дарья Козлова отметила, что на текущий момент главными проблемами российских нефтеперерабатывающих заводов являются недостаток вторичных мощностей переработки и плохая логистика. Средний российский НПЗ из-за менее привлекательной производственной корзины проигрывает европейскому крекинговому заводу около 83 долл. на тонну. Логистическое отставание оценивается в среднем в 50 долл. на тонну. При этом рост первичной переработки связан с высоким уровнем маржи переработки, которая обеспечивается государственными «субсидиями».

Далее в рамках презентации были представлены результаты построения технико-экономической моделей НПЗ с переработкой более 1 млн.т. в России, разработанной Энергетическим центром бизнес-школы СКОЛКОВО. «В случае реализации планов, заявленных компаниями в 4-х сторонних соглашениях, объем первичной переработки нефти вырастет до 294 млн т, выход светлых увеличится до 72% с текущих 55%. В результате изменения выходов выпуск мазут снизится вдвое, выпуск бензина и дизельного топлива увеличатся на 50% и 57% соответственно», – отметила Дарья Козлова.

По мнению эксперта, основной проблемой увеличения объемов неэффективной переработки (на 70-75 млн. т) для Транснефти прежде всего является снижение загрузки нефтепроводов и возможная недозагрузка (вплоть до «осушки» при снижении добычи нефти) традиционных направлений экспорта при введении новых нефтепроводных мощностей: БТС-2 и ВСТО-2. Фактором неопределенности для Транснефти является масштаб необходимого расширения мощностей нефтепродуктопроводов, при том что существует риск их недозагрузки в будущем в случае снижения объемов переработки при ужесточении таможенного режима.

«Дисбаланс между пошлинами на дизтопливо и бензин в большей степени стимулируют инвестиции в строительство гидрокрекинговых установок, направленных на выпуск дизельного топлива, а не каткрекинга, направленного на производство бензина. Таким образом при реализации текущих планов компаний выпуск дизтоплива может вырасти до 111 млн т к 2020 году, что означает увеличение его экспорта до 60-65 млн т при текущем прогнозе потребления  в России. При этом около 5 млн т каткрекинга и 26 млн т мощностей гидрокрекинга на текущий момент находятся только на стадии проектирования, либо просто заявлены. То есть принятие положительного решения по строительству нефтепродуктопроводов в условиях возможного изменения таможенного режима, которое окажет влияние на планы компаний по модернизации,  достаточно рискованно», – подчеркнула старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы СКОЛКОВО Дарья Козлова.

Первое заседание комитета по мониторингу добычи нефти пройдет в Кувейте в январе 2017 г.
NGV ENglish
Читайте также :