ННФ
Промышленная безопасность и охрана труда на предприятиях нефтегазового комплекса

Энергетический центр выпустил исследование «Подходы к ценообразованию на российском рынке газа: в поисках баланса интересов»

Энергетический центр выпустил исследование «Подходы к ценообразованию на российском рынке газа: в поисках баланса интересов»

Москва, 10 декабря 2013 г. – Энергетический центр Московской школы управления СКОЛКОВО выпустил исследование, посвященное поиску оптимальной модели ценообразования на российском рынке газа для обеспечения интересов всех его участников – производителей, потребителей газа и государства.
 
По мнению авторов исследования, вопросы ценообразования на внутреннем рынке газа – это неотъемлемая часть российской энергетической политики. Модель развития рынка должна быть отражена в стратегических документах, таких как Генеральная схема развития газовой отрасли на период до 2030 года. В противном случае непредсказуемость и непрозрачность процедуры определения внутренней цены на газ и транспортных тарифов будет препятствовать принятию инвестиционных решений как производителями, так и потребителями газа.
 
Эксперты Энергетического центра проанализировали три различных варианта развития газового рынка, в том числе снижение нижней границы цены на газ для «Газпрома», которое сегодня обсуждается в соответствующем проекте постановления Правительства РФ. Авторы пришли к выводу, что худшим вариантом является снижение нижней границы при фиксированном предельном значении регулируемой цены и монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа и транспорт. В этом случае потери понесут и производители газа, и государство, и потребители.
 
«Никакого заметного эффекта на российскую экономику такая мера не окажет. При диапазоне снижения минимального уровня оптовых цен на газ от 5% до 20 % мы оцениваем средневзвешенный по стране уровень потенциального снижения цен всего в 6,8%. - комментирует директор Энергетического центра Григорий Выгон. – Независимые производители окажутся в неравных конкурентных условиях при завышенных транспортных тарифах и экспортной монополии «Газпрома». Потребители же окажутся в ситуации ценовой дискриминации». По мнению экспертов Энергетического центра, цены на газ снизятся только для крупных потребителей, за которых существует реальная конкуренция, а для большинства «Газпром» сохранит цены на максимально возможном уровне.
 
Согласно исследованию, самым сбалансированным решением является частичная либерализация рынка – отмена нижней границы цены на газ при регулировании максимальной цены и одновременном предоставлении возможности экспорта независимым производителям газа, введении обязательств по поставкам газа населению для всех производителей газа и снижении транспортных тарифов.
 
Частичной либерализации экспорта эксперты предлагают достичь благодаря замещению 33 млрд куб. м закупаемого «Газпромом» центральноазиатского газа объемами независимых производителей. «Газ, закупаемый в странах Средней Азии, оформляется в режиме таможенного транзита и, соответственно, не облагается экспортной пошлиной. Прямые потери для бюджета от реализации этих объемов составляют около 3,5 млрд долларов в год. Восполнить эти потери можно, заместив центральноазиатский газ газом независимых производителей и сохранив при этом единый экспортный канал в лице «Газпрома». При этом не возникнет конкуренции различных поставщиков на европейском рынке, и цена реализации газа не изменится», - уверена руководитель направления по исследованиям Елена Савчик.
 
В отличие от сценария снижения нижней границы цены, частичная либерализация экспорта принесет преимущества всем участникам российского газового рынка. По оценкам авторов исследования, чистый положительный эффект для «Газпрома» составит 32 млрд руб., а для независимых производителей – 89 млрд руб. Цена газа для потребителей будет падать без ценовой дискриминации, а бюджет получит дополнительные поступления от экспортных пошлин и НДПИ. 
 
Подводя итог, эксперты подчеркивают важность учета интересов всех участников рынка и развитие конкуренции для оптимального развития газовой отрасли в России. Для достижения этой цели целесообразно:
 
1.       Отложить принятие решения в отношении Постановления Правительства РФ о снижении нижней границы регулируемой внутренней цены на газ.
2.      Профильным ведомствам (Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФСТ России, Минфин России) проработать модель частичной либерализации российского газового рынка.
3.      Обновить Генеральную схему развития газовой отрасли на период до 2030 года в части формулирования сценариев по долгосрочной модели газового рынка России, учитывающей роль независимых производителей газа и концепцию регулирования монопольных составляющих, таких как трубопроводный экспорт и транспорт газа. Первое заседание комитета по мониторингу добычи нефти пройдет в Кувейте в январе 2017 г.
MD
Читайте также :