6 декабря 1996 года было принято решение о реструктуризации Каспийского Трубопроводного Консорциума. Это событие стало поворотным: Россия и Казахстан передали в реорганизованную структуру существующие трубопроводные активы, оцененные по рыночной стоимости. При этом 50 процентов акций КТК получили частные нефтедобывающие компании – в обмен на обязательство полного финансирования строительства первой очереди нефтепроводной системы Тенгиз – Новороссийск и ввода ее в эксплуатацию.
– Все участники переговорной группы понимали, что нужно привлечь крупнейшие компании, такие как Chevron, ExxonMobil, и тогда их примеру последуют остальные, – вспоминает тогдашний первый заместитель Минтопэнерго РФ Анатолий Шаталов. – Переговоры завершились успешно. Немаловажно, что в результате реструктуризации в плюс к российской 34-процентной доле еще 20 % акций тогда получили отечественные нефтяные компании – «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть».
Участие ведущих мировых нефтегазовых компаний в проекте КТК не только обеспечило финансирование проекта, но и дало возможность применить современные технологии и оборудование, международные стандарты управления, проектирования, строительства и эксплуатации объектов нефтепроводного транспорта.
Специально для трубопроводной системы КТК был разработан целый комплекс мер по охране окружающей среды. Расходы на внедрение новейших природоохранных технологий составили около 12 % суммы бюджета строительства нефтепроводной системы. Значительные средства были заложены и на помощь регионам в развитии инфраструктуры, на реализацию крупных социальных программ в сферах здравоохранения, образования, культуры и спорта.
Строительство нефтепровода началось 17 ноября 1999 года. А 13 октября 2001 года на Морском терминале КТК была осуществлена загрузка первого танкера.