ННФ

К 100-летию со дня рождения З. Л. Конторовича

26 мая 2015 г. исполнилось 100 лет со дня рождения крупного руководителя и специалиста в области транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов, первого главного инженера - заместителя начальника Главтранснефти, Почетного нефтяника, участника Великой Отечественной войны, Зямы Львовича Конторовича (1915-1990).

Портрет

З.Л.Конторович родился в старинном городе Торопце (ныне входит в Тверскую область России) в семье раввина В 13-летнем возрасте Зяма Конторович покидает родительский дом и едет в Москву, где начинает трудовую деятельность сначала разнорабочим, а потом закройщиком фабрики ДФО (Дермантино-фурнитурное объединение). В период с 1931 по 1933 г. он работает слесарем в тресте «Сантехмонтаж», а затем переходит на столичный завод «Серп и Молот». Без отрыва от производства он учится на заводском вечернем рабфаке и оканчивает его в 1937 г. Летом того же года Зяма Львович поступает на очное обучение в Московский нефтяной институт (МНИ) по кафедре транспорта и хранения нефти.


К началу Великой Отечественной войны З.Л.Конторович окончил четыре курса, а в конце 1941 г. он досрочно сдал экзамены за последний вузовский курс (в соответствии с решением Правительства СССР) и получил заменявшее диплом временное удостоверение о присвоении квалификации инженера-механика по специальности «Транспорт и хранение нефти».


С февраля 1942 г. Зяма Львович начал работать инженером в тресте «Нефтепроводпроект» (в настоящее время - ОАО «Гипротрубопровод»), но через три месяца он был мобилизован в Красную Армию. Долгий и трудный боевой путь связиста З.Л.Конторовича завершился участием в победных операциях частей 2-го Белорусского фронта на территориях Польши и Германии. Он был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».


В январе 1946 г. Зяма Львович вернулся в трест «Нефтепровод-проект», трудясь сначала на должности инженера технологического отдела, а затем - главного инженера проекта и занимаясь в основном вопросами восстановления разрушенных войной объектов системы нефте- и нефтепродуктообеспечения. В этот период он без отрыва от работы подготовил и защитил в МНИ дипломный проект.


В 1951 г. З.Л.Конторовича переводят в Главное товарно-транспортное Управление Министерства нефтяной промышленности (МНП) СССР с назначением главным инженером Клявлинской перевалочной нефтебазы, располагавшейся на севере Куйбышевской (ныне Самарской) области. Через год он был назначен главным инженером - заместителем начальника Татарского нефтепроводного управления Главнефтесбыта МНП (г. Бугульма), а еще через три года Зяма Львович становится начальником этого управления. На этой должности он трудился до марта 1958 г. Под его руководством и при самом непосредственном участии был создан целый ряд нефтепроводов в регионе Второго Баку.


Приобретя большой производственный опыт в создании магистральных трубопроводов, З.Л.Конторович переводится в 1958 г. на работу в столицу, в Главное управление, занимавшееся вопросами обеспечения народного хозяйства нефтью и нефтепродуктами, на должность заместителя начальника отдела капитального строительства. В ноябре 1959 г. он становится начальником этого отдела, а вскоре назначается начальником отдела (с января 1964 г. - Управления) трубопроводного транспорта. За годы работы в Главнефтеснабе РСФСР Зяма Львович курировал и лично участвовал в организации строительства и эксплуатации множества крупных трубопроводных магистралей: нефтепроводов Туймазы - Уфа - Омск II, Горький - Рязань I, Рязань - Москва, Альметьевск - Горький II и III, Горький - Ярославль, Тихорецк - Новороссийск, Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск, Полоцк - Вентспилс, Шаим - Тюмень, Усть-Балык - Омск, Альметьевск - Куйбышев II, Ярославль - Кириши, крупнейшей в мире нефтепроводной системы «Дружба-I», нефтепродуктопроводов Уфа - Петропавловск и Куйбышев - Брянск. За заслуги в развитии нефтяной промышленности Зяма Львович Конторович Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден в 1966 г. орденом Трудового Красного Знамени.


В феврале 1970 г. Правительство Советского Союза приняло постановление, в соответствии с которым в структуре Министерства нефтедобывающей промышленности было создано Главное управление по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть - ныне ОАО «АК «Транснефть») с функциями приема нефти от промыслов и доставки ее потребителям, включая поставку на экспорт. З.Л.Конторович, как один из опытнейших специалистов-трубопроводчиков, был откомандирован в новый Главк на должность главного инженера - заместителя начальника Главтранснефти.


Этот этап в трудовой биографии Зямы Львовича был связан с периодом бурного строительства в нашей стране магистральных нефтепроводов больших и сверхбольших диаметров, что диктовало широкое применение новых видов технологического оборудования - насосов, арматуры, резервуаров, средств автоматики и телемеханики. Кроме того, в начале 1970-х гг. начали создаваться первые автоматизированные системы управления технологическими процессами транспорта и хранения нефти. Это требовало принятия множества нестандартных решений для успешного обеспечения строительства и эксплуатации новых трубопроводов. Богатый опыт производственной деятельности З.Л.Конторовича позволил техническим и строительным подразделениям Главтранснефти с честью разрешить все возникавшие проблемы и содействовать пуску крупнейших нефтепроводов Узень - Гурьев - Куйбышев; Александровское - Анжеро-Судженск; «Дружба-II»; Тихорецк - Новороссийск II; Куйбышев - Тихорецк, Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск; Анжеро-Судженск - Красноярск - Иркутск, Уса - Ухта; Ухта - Ярославль и др. В эти напряженнейшие годы ярко проявилось умение Зямы Львовича организовать специалистов для решения технических вопросов с максимальным раскрытием на практике их способностей. При этом, вкладывая в работу всего себя, он неизменно дружелюбно относился к людям.


Выйдя на пенсию в 1975 г., З.Л.Конторович продолжал еще десять лет работать на инженерных должностях в организациях нефтегазовой отрасли (ВНИИКАнефтегаз, Главнефтеснаб РСФСР, СКБ «Транснефтеавтоматика»), используя свои знания и опыт для создания новых нормативных документов и технических решений.


Своей интенсивной многолетней деятельностью Зяма Львович Конторович внес значительный вклад в развитие отечественного трубопроводного транспорта. 

Первое заседание комитета по мониторингу добычи нефти пройдет в Кувейте в январе 2017 г.
Читайте также :