Ялтинская энергетическая конференция
Ялтинская энергетическая конференция
ННФ

К 95-летию со дня рождения М.Н.Фокина

М.Н.Фокин-портретВ октябре текущего года исполнилось бы 95 лет со дня рождения Михаила Николаевича Фокина (1918–1996) - крупного специалиста отрасли транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов, бывшего заместителя главного инженера института Гипротрубопровод, начальника Технического управления и члена Коллегии Главнефтеснаба (Госкомнефтепродукта) РСФСР.

М.Н.Фокин родился в селе Жегалово Щелковского уезда Московской губернии. В 1937 г. он с отличием оканчивает среднюю школу и затем становится студентом Московс-кого нефтяного института (МНИ, ныне – Российский государственный университет нефти и газа) по кафедре «Транспорт и хранение нефти». Учеба на старших курсах, овладевание профессиональными знаниями проходили для Михаила Николаевича и его сокурсников в тяжелую военную пору, в сложных условиях эвакуации в Уфе, где в тот период находился институт.

4 марта 1943 г. М.Н.Фокин на отлично защищает дипломный проект (руководитель - В.И.Черникин) на актуальную для того времени тему «Разборный трубопровод для снабжения горючим фронтовых частей» и оканчивает МНИ с отличием.

По окончании института Михаил Николаевич направляется в Москву на работу в Государственный Союзный Трест «Нефтепроводпроект» (в настоящее время – ОАО «Гипротрубопровод») – крупнейшую организацию страны по проектированию магист-ральных трубопроводов и нефтебаз. Он стал заниматься обследованием разрушенных войной объектов системы нефтеснабжения и определением объемов работ для их восстановления или нового строительства. Так начиналась его трудовая деятельность как проектировщика-нефтяника, которая непрерывно продолжалась долгих 24 года.

В 1944–1945 гг. Михаил Николаевич находился в Румынии, в районе городов Плоешти, Бузэу и Галац. В составе группы специалистов, командированных от Управления снабжения горючим Красной Армии, он проводил ответственные работы, связанные с подачей топлива по полевым сборно-разборным трубопроводам в действующие войсковые части и для отправки в Советский Союз.

В первые годы после окончания войны М.Н.Фокин продолжал выполнять работы, связанные с восстановлением объектов системы нефтепродуктообеспечения страны, глав-ным образом, в западных регионах СССР – на Украине и в Белоруссии. Приобретя в этих вопросах большой практический опыт, Михаил Николаевич в октябре 1950 г. был переве-ден на должность главного инженера проекта (ГИПа). Многие перевалочные и распреде-лительные нефтебазы нашей страны были построены или реконструированы в тот период по проектам, разработанным под его руководством или при его активном участии.

Несколько раз, в 1953 - 1955 и 1957 гг., М.Н.Фокин направлялся во главе бригады специалистов в Афганистан для оказания дружественной помощи соседнему государству. Целями этих длительных командировок (по 7 - 8 месяцев каждая) являлись изыскания, проектирование и осуществление авторского надзора за строительством нефтебаз в городах Кабул, Герат, Пули-Хумри и ряде других населенных пунктов Афганистана. В сложных условиях Среднего Востока советские специалисты с честью и на высоком техническом уровне выполнили поставленные перед ними задачи. Кроме того, было проведено детальное обучение национальных кадров многочисленным вопросам, связанным с эксплуатацией нефтебаз.

Со второй половины 50-х годов Михаил Николаевич стал заниматься разработкой проектов отечественных магистральных нефтепроводов и, прежде всего, стоявших в то время «на повестке дня» линий из региона Второго Баку. Он участвовал в проектировании магистралей Альметьевск - Горький I и Альметьевск - Горький II , был ГИПом (совместно с М.С.Кудасевичем) по нефтепроводу Альметьевск - Молотов (Пермь). Следует отметить, что трубопровод Альметьевск - Горький I , введенный в действие в 1957 г., в значительной степени являлся этапным объектом. Именно здесь впервые получила проектное воплоще-ние и промышленное использование прогрессивная схема перекачки нефти «из насоса в насос». Эта схема, не требующая сооружения резервуарных парков и подпорных насосных на промежуточных перекачивающих станциях, затем стала применяться на всех магистра-лях нашей страны. Также впервые в советской трубопроводной практике для этого нефтепровода была разработана и внедрена новая схема автоматизации насосных станций с центральным управлением.

Начавшие развиваться в середине 50-х годов работы в области автоматизации магистральных трубопроводов привели к образованию в институте Гипротрубопровод летом 1960 г. нового структурного подразделения - отдела автоматики, телемеханики и КИП. М.Н.Фокин был назначен начальником этого отдела. Он умело и инициативно руководил проводимыми разработками и их практическим внедрением на ряде трубопро-водов, сооружаемых в то время (нефтепроводы Альметьевск - Горький II , Горький - Рязань I , Рязань - Москва, Горький - Ярославль, Шаим - Тюмень, продуктопровод Пенза - Брянск и другие линии). Особое внимание уделялось разработкам, связанным с создани-ем трансъевропейской системы «Дружба- I », успешная реализация которых определила на многие последующие годы ход работ в области автоматизации и телемеханизации магист-ральных нефтепроводов. Активная деятельность Михаила Николаевича и его коллег в этом направлении была отмечена в июне 1964 г. Почетной грамотой и I премией на конкурсе Московского Правления научно-технического общества нефтяной и газовой промышленности (ныне НТО нефтяников и газовиков), а в 1973 г., в период строительства нефтепровода «Дружба- II », он был награжден дипломом и золотой медалью ВДНХ СССР за осуществление проекта автоматизации перекачивающих станций и новой системы автоматического регулирования и защиты этой магистрали.

Как организатор и руководитель работ отдела, М.Н.Фокин многократно выезжал в зарубежные служебные командировки в Венгрию, ГДР, Чехословакию, Великобританию для детального ознакомления с новейшими мировыми средствами автоматики и телемеха-ники в целях изучения возможности использования их на отечественных нефтепроводах.

В феврале 1964 г., в разгар работ по созданию нефтепроводной системы «Дружба- I », М.Н.Фокин назначается на должность заместителя главного инженера института Гип-ротрубопровод. Войдя в состав технического руководства института, он стал курировать деятельность «своего» отдела автоматики, некоторых других производственных отделов, принимал участие и оказывал содействие в ходе проектирования и сооружения первых западносибирских нефтепроводов (Шаим - Тюмень и Усть-Балык - Омск).

Начало 1967 г. явилось временем коренного изменения в трудовой биографии Михаила Николаевича.

С 21 января 1967 г., после многих лет успешной деятельности в проектной организации, он назначается (в порядке перевода) начальником технического отдела крупнейшего ведомства страны по приему, транспортировке, размещению, хранению и распределению нефтепродуктов и нефтей - Главнефтеснаба РСФСР. Руководимый им коллектив являлся активным проводником новой техники, средств автоматизации и механизации производственных процессов в системе. Осуществляемое промышленное внедрение многих прогрессивных разработок в значительной степени способствовало непрерывному росту материальной базы отрасли нефтепродуктообеспечения. Интенсивная деятельность и реальные практические результаты работы возглавляемого М.Н.Фокиным отдела привели к организационному упрочнению его статуса - в июне 1976 г. в структуре центрального аппарата Главка было создано Техническое управление. Михаил Николаевич стал первым его начальником и одновременно он был утвержден членом Коллегии Главнефтеснаба РСФСР.

В своей работе М.Н.Фокин всегда следил за новинками мировой технической мыс-ли в сфере транспорта и хранения нефтепродуктов, а также постоянно поддерживал дело-вые и творческие контакты со многими научно-исследовательскими, проектными и конст-рукторскими организациями нашей страны. Он принимал и личное непосредственное участие в создании технических решений по самым разнообразным направлениям отрасли нефтепродуктообеспечения (последовательная перекачка нефтепродуктов по магистраль-ным трубопроводам, нефтегрузовые операции с цистернами, количественный учет нефте-продуктов, оборудование для резервуаров, автоматизация управления запорно-регулирую-щими устройствами и т.п.). Имя Михаила Николаевича зарегистрировано в 13 авторских свидетельствах на изобретения. В 1977 г. ему было присвоено звание «Изобретатель СССР».

Будучи одним из руководителей Главнефтеснаба РСФСР (с июня 1979 г. преобра-зован в Государственный комитет по обеспечению нефтепродуктами - Госкомнефтепро-дукт РСФСР), М.Н.Фокин удачно сочетал активную производственную деятельность с не менее энергичной общественной работой в нефтяных кругах страны. В 70-х годах он являлся членом комиссий Академии Наук СССР и Государственного комитета СССР по науке и технике по проблеме «Транспорт», участвовал в составе делегации Советского Союза в работе VIII Мирового нефтяного конгресса (Москва, 1971 г.), состоял членом рабочей группы павильона «Нефтяная промышленность» ВДНХ СССР.

Михаил Николаевич много и тесно сотрудничал с нефтегазовым научно-техничес-ким обществом (НТО НГ). Он избирался членом Пленума и членом Президиума Московс-кого правления НТО, членом конкурсной комиссии НТО по присуждению премий имени академика И.М.Губкина. В августе 1964 г. был награжден почетными грамотой и знаком НТО «В память 100-летия нефтяной и газовой промышленности 1864 - 1964 гг.».

М.Н.Фокин являлся членом редакционного совета издательства «Недра», а на про-тяжении долгих 15 лет, с начала 1966 по март 1981 г., был членом редколлегии журнала «Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов». Из под его пера вышло немало статей в различных нефтяных изданиях. В 1981 г., вскоре после выхода Михаила Николаевича по возрасту на заслуженный отдых с поста начальника Технического управления Госкомнефтепродукта РСФСР (июль 1980 г.), авторский коллектив специалистов-нефтяников (Ф.Ф.Абузова, И.С.Бронштейн, В.Ф.Новоселов, Е.Л.Ржавский, М.Н.Фокин) выпустил в свет хорошо известную в отрасли книгу «Борьба с потерями нефти и нефтепродуктов при их транспортировке и хранении», в которой был проведен детальный анализ причин потерь жидких углеводородов и рассмотрены пути их сокращения.

В течение 7 лет (1967–1973 гг.) Михаил Николаевич был Председателем Государственной экзаменационной комиссии на кафедре «Транспорт и хранение нефти и газа» в своем родном вузе. Не одна сотня выпускников кафедры, в том числе и автор этих строк, получила из его рук диплом инженера-механика и услышала добрые слова напутствия при вступлении в непростую трудовую жизнь.

Плодотворная производственная и общественная деятельность М.Н.Фокина неоднократно отмечалась правительственными и общественными организациями. Он был награжден семью медалями СССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР (1978 г.), а также целым рядом Почетных нагрудных знаков различных ведомств, в числе которых «За заслуги в стандартизации» (1970 и 1972 гг.) и «Отличник гражданской обороны СССР» (1973 г.).

Своей большой и многогранной деятельностью в области проектирования и эксплуатации нефтебаз, нефте- и нефтепродуктопроводов Михаил Николаевич Фокин внес достойный вклад в развитие отечественной нефтяной промышленности.

Первое заседание комитета по мониторингу добычи нефти пройдет в Кувейте в январе 2017 г.
Читайте также :