ННФ

К 95-летию со дня рождения М.С.Кудасевича

М.С.Кудасевич.jpg1 января 2014 г. исполняется 95 лет со дня рождения Мечислава Станиславовича Кудасевича (1919–2003) - одного из самых крупных отечественных специалистов по проектированию магистральных нефтепроводов, бывшего заместителя главного инженера института Гипротрубопровод.

М.С.Кудасевич родился в городе Могилев-Подольский в семье железнодорожника. В 1936 г. Мечислав Кудасевич оканчивает школу-десятилетку в городе Загорск (ныне Сергиев Посад) Московской области, а в 1939 г. он становится студентом Московского нефтяного института (МНИ, ныне – РГУ нефти и газа) по кафедре «Транспорт и хранение нефти».

Вскоре после начала Великой Отечественной войны (в середине октября 1941 г.) Мечислав Станиславович вместе со многими учащимися и преподавателями института эвакуируется под Уфу. Жизнь и учеба на старших курсах проходили в очень сложной обстановке начального, наиболее тяжелого периода войны, но несмотря на это М.С.Кудасевич в феврале 1943 г. под руководством В.И.Черникина успешно выполняет и защищает дипломный проект, оканчивает нефтяной институт и направляется на работу в Государственный союзный трест по проектированию магистральных нефтепроводов и нефтебаз «Нефтепроводпроект» (в настоящее время - ОАО «Гипротрубопровод»).

В экстремальную пору военного лихолетья и первые послевоенные годы Мечислав Станиславович занимался работами по проектированию и вводу в действие объектов системы нефтеснабжения фронтов и тыловых предприятий, а также обследованием состояния нефтебаз в населенных пунктах, освобождаемых Красной Армией от немецких войск. Он осуществлял авторский надзор за сооружением громадной перевалочной нефтебазы в Красноводске, через которую из Баку к железнодорожным линиям Средней Азии и Казахстана проходил большой поток нефтегрузов, проводил обследование сильно пострадавших во время оккупации нефтебаз Воронежской области, восстанавливал группу нефтебаз в Одессе для приема нефти и нефтепродуктов в танкерах из Румынии, руководил восстановлением и проектированием нефтебаз в ряде городов Калининградской области, а затем принимал участие в проектных работах по многим крупным перевалочным нефтебазам нашей страны: Сталинградской, Ярославской, Воронежской, Московской (Павельцовской), Астраханской, Махачкалинской и других.

Начиная с конца 40-х и в 50-е годы прошлого века М.С.Кудасевич работал над созданием проектов магистральных трубопроводов, прокладываемых от интенсивно осваиваемых месторождений региона Второго Баку (Башкирия, Татария, Куйбышевская область), в числе которых нефтепроводы Бавлы - Куйбышев I, Бавлы - Куйбышев II, Ромашкино - Куйбышев, Куйбышев - Саратов, Альметьевск - Горький I, Альметьевск - Молотов (Пермь), Омск - Новосибирск, Ишимбай (Салават) - Орск, нефтепродукто-проводы Уфа - Омск, Омск - Новосибирск (Сокур), Уфа - Петропавловск, Куйбышев - Пенза и другие линии. Участвуя в разработке этих объектов, Мечислав Станиславович многократно выезжал на стройки и приемки в эксплуатацию.

В 1950-е годы М.С.Кудасевич много трудился и над созданием важных нормативных документов и руководящих материалов. С его деятельным участием были разработаны: нормальный ряд центробежных насосов для перекачки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам с целью их освоения отечественной промышленностью; документация на сборно-разборные трубопроводы специального назначения; нормы технологического проектирования и унификация технологических расчетов магистраль-ных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (первые редакции); технические задания на разработку и освоение средств автоматизации и телемеханизации магистральных нефтепроводов; генеральная схема строительства нефтепроводов из СССР в Польшу, Чехословакию, ГДР и Венгрию, в дальнейшем известных как система «Дружба»; строительные нормы и правила проектирования магистральных трубопроводов.

В 1959 г. Мечислав Станиславович стал главным инженером проектов (ГИПом) института Гипротрубопровод. Он продолжал заниматься выводом на полную мощность строящихся магистралей, а также помогал другим ГИПам в работах по проектированию и вводу в эксплуатацию новых магистральных линий: нефтепроводы Туймазы - Уфа IV (ТОН-III), Горький - Рязань I, Альметьевск - Горький II, Рязань - Москва, Горький - Ярославль, продуктопровод Пенза - Брянск и крупнейшая в мире межгосударственная нефтепроводная система «Дружба-I».

В конце 1963 г. М.С.Кудасевич назначается главным инженером проекта нефтепровода Усть-Балык - Омск. Эта магистраль являлась самой первой из числа крупнейших нефтяных артерий от месторождений Западной Сибири и была призвана решить глобальную задачу: начать постоянную круглогодичную добычу нефтей в Среднем Приобье - основной нефтяной кладовой России.

Полностью закончить изыскательские работы удалось весной 1965 г. Вскоре была готова и рабочая документация по нефтепроводу, что позволило в середине 1965 г. приступить к непосредственному строительству магистрали, к которому были привлечены силы шести крупнейших трубопроводных трестов страны.

Ход проектно-изыскательских и, особенно, строительных работ постоянно находился на контроле у руководителей центральных и тюменских «высоких» инстанций (А.Н.Косыгин, Н.К.Байбаков, А.К.Кортунов, Б.Е.Щербина, А.К.Протозанов и другие). Мечислав Станиславович многократно при-сутствовал на технических совещаниях, где рассматривались самые различные вопросы строительства, и постоянно бывал на трассе сооружаемого нефтепровода, осуществляя авторский надзор за выполнением проекта.

Уже к осени 1967 г. в районе села Аббатское был сварен последний «красный стык» и стальная магистраль диаметром 1020 мм сомкнулась в одну нитку протяженностью 964 км. Одновременно форсированными темпами шло строительство перекачивающих станций Остров (головная на нефтепроводе) и Вагай (на середине трассы), без которых ввод магистрали в эксплуатацию был бы невозможен. И, наконец, 30 октября 1967 г. был осуществлен пуск нефтепровода (на год раньше планового срока). Тюменская нефть при-шла на Омский НПЗ и получила выход в систему транссибирских нефтепроводов Туймазы - Уфа - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск.

За достигнутые высокие производственные показатели и досрочное выполнение заданий по сооружению магистрального нефтепровода Усть-Балык - Омск Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1968 г. главный инженер проекта магистрали М.С.Кудасевич был награжден высшей наградой Родины - орденом Ленина. Необычайно плодотворную и самоотверженную деятельность Мечислава Станиславовича при создании этой крупнейшей нефтепроводной линии несомненно следует признать одной из главных вершин его личного творчества как проектировщика.

Еще до окончания работ по трубопроводу Усть-Балык - Омск М.С.Кудасевич стал заниматься следующим своим объектом - магистральным нефтепроводом Александров-ское - Анжеро-Судженск. Новая линия должна была дать выход сибирской нефти на юго-восток, к нефтепроводной системе Новосибирск - Иркутск (Ангарск), для обеспечения питания всех нефтеперерабатывающих заводов в восточной части страны. Мечислав Станиславович возглавил работу экспедиции по выбору трассы и площадок насосных стан-ций этой громадной магистрали (диаметр 1220 мм, протяженность 818 км), ставшей первым в мире магистральным нефтепроводом, создававшимся из труб такого размера.

В мае 1971 г. М.С.Кудасевич был назначен заместителем главного инженера Гипротрубопровода. В этой должности он проработал 14 долгих и очень продуктивных лет, руководя деятельностью ведущих отделов института и работой Тюменского и Томского филиалов Гипротрубопровода. Под его техническим руководством и при его участии в эти годы было спроектировано множество трубопроводных магистралей нашей страны, включая колоссальные нефтепроводы (диаметром 1220 мм) Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск, Нижневартовск - Курган - Куйбышев, Сургут - Полоцк, Холмогоры - Клин, систему «Дружба-II», другие важнейшие линии для транспорта нефти (Уса - Ухта, Ярославль - Москва, Пермь - Альметьевск), продуктопроводы Полоцк - Вентспилс, Рязань - Москва, кольцевой нефтепродуктопровод вокруг Москвы, трубопровод для транспорта ШФЛУ Южный Балык - Миннибаево, трубопровод для транспорта двуокиси углерода Тольятти - Абдрахманово, трубопровод для перекачки аммиака Тольятти - Одесса (Григорьевский лиман) и ряд других магистралей. Было практически завершено образование системы западно-сибирских нефтепроводов общей протяженностью более 14 тыс. км, позволявшей транспортировать нефть из этого региона в объеме до 400 млн. тонн в год. В суммарном итоге М.С.Кудасевич являлся прямым участником создания около 50 тыс. км магистральных трубопроводов.

В конце июля 1985 г. Мечислав Станиславович стал пенсионером, но продолжал еще целых 11 лет работать в Гипротрубопроводе (в основном в техническом отделе, занимаясь разработкой преимущественно нормативных и руководящих материалов), оказывал существенное влияние на техническую политику института, способствовал повышению уровня выполняемых проектов.

Окончательно выйдя на заслуженный отдых в сентябре 1996 г., в возрасте 77 лет, Мечислав Станиславович продолжал постоянно быть в тесном контакте со своей родной организацией, которой было отдано 53 года жизни. Он интересовался текущими разработ-ками Гипротрубопровода, поддерживал связь со многими ветеранами и сотрудниками института, щедро делился своим богатейшим производственным и жизненным опытом. В начале 2002 г. из печати вышла подготовленная им совместно с автором этих строк книга «Годы и люди проектного института. К истории создания магистральных трубопроводов», в которой были описаны этапы создания отечественного трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, путь становления и развития института Гипротрубопровод, отмечены многие люди, стоявшие у истоков нефтепроводного дела. Книга имела несомненный успех, на нее было получено большое число положительных отзывов. Однако через несколько лет, в 2009 г., она стала объектом умышленного масштабного плагиата. Многие десятки фрагментов этого издания были самым беззастенчивым образом намеренно перемещены сотрудниками ОАО «Гипротрубопровод» в другую книгу, которую они под своими именами опубликовали к юбилею института.

Заслуги М.С.Кудасевича, его яркая, созидательная, долголетняя работа на благо Отчизны в годы Великой Отечественной войны, в периоды восстановления нефтяной промышленности и ее интенсивного развития были отмечены, помимо ордена Ленина за создание нефтепровода Усть-Балык - Омск, многими медалями СССР. Ему были присво-ены звания «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности РСФСР» и «Почетный нефтяник». Его имя занесено в книгу «Профессионалы нефтегазовой отрасли».

Своей большой и многогранной деятельностью по проектированию нефтебаз, магистральных нефтепроводов и продуктопроводов Мечислав Станиславович Кудасевич внес достойный вклад в развитие отечественной отрасли транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов.

 

 Черникин Алексей Вадимович

Тел.:   8-916-168-68-85 (моб.);   8-499-137-03-89 (дом.).      E-mail:  ChernikinAV@pochta.ru

 

Первое заседание комитета по мониторингу добычи нефти пройдет в Кувейте в январе 2017 г.
MD
Читайте также :