«Нулевой сброс» - экологию освоения морских месторождений обсудили в Москве

Экологические аспекты освоения морских месторождений нефти и газа обсуждались на прошедшем 30 августа круглом столе «Нулевой сброс в морской нефтедобыче».


Опытом безопасной для окружающей среды добычи углеводородов на морских месторождениях поделился начальник отдела экологии ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Алексей Кузин. «Мы работаем в одном из самых уязвимых в экологическом плане районов - предустьевое взморье Волги, Северный Каспий. Это район с эндемической флорой и фауной, с огромным количеством краснокнижных видов растений и животных, рыб осетровых пород. Мы прилагаем усилия для выполнения принципа «нулевого сброса» чтобы сохранить природу для будущих поколений», - сказал он. «Опыт достаточно большой по работе на шельфе Каспия. В ноябре 1995 года начались геолого-геофизические работы в российском секторе моря. В настоящее время компания владеет двумя лицензионными участками - Северный и Центрально-Каспийский. В промышленную эксплуатацию первым введено месторождение им. Юрия Корчагина, расположенное в 180 км от Астрахани. Заканчивается обустройство и пуско-наладочные работы второго каспийского месторождения - им. Владимира Филановского.»


«Основа экологической политики (без чего мы никогда не получили бы лицензию на работу в заповедной зоне) - соблюдение принципа «нулевого сброса», обязательства по которому компания взяла на себя ещё в 1995 году и неукоснительно соблюдает. Попадание чего-либо в море исключается на всех этапах, отходы в полном объёме доставляются на береговой комплекс, расположенный в посёлке Ильинка Астраханской области. В ходе переработки происходит утилизации и обезвреживание более 95% от массы поступивших отходов», - рассказал Алексей Кузин. - «Задача облегчается тем, что в регионе существуют предприятия, также способные перерабатывать отходы бурения. Нашим соседом является природоохранный комплекс ЗАО «ПК «ЭКО+», который располагает подобными нашим технологиями. С ним заключён договор на случай того, если по каким-либо причинам комплекс ЛУКОЙЛа не будет справляться с нагрузкой, например при значительном увеличении объёмов бурения.»


«Перерабатывать отходы бурения - удовольствие дорогое, порядка 13 тыс. рублей за кубометр. Один контейнер вмещает три кубометра, проходка скважины даёт 150-200 контейнеров отходов. Соблюдение принципа «нулевого сброса» обходится дорого, но оно того стоит», - подытожил Алексей Кузин.


Юрий Ампилов, профессор МГУ, доктор физико-математических наук, академик РАЕН высказал сомнение относительно возможности ввода в эксплуатацию месторождений шельфа Арктики в ближайшие 20 лет. «При обсуждении арктического шельфа предполагается, что там будет вестись бурение и, впоследствии, добыча. Но на самом деле уже который год в Арктике ничего не бурится, а сейсморазведки проводится очень много. Если говорить об активности в Арктике - то это только сейсморазведочные работы. По моим оценкам, шельф в восточной Арктике, находящийся за пределами Новой Земли, не будут осваивать даже наши внуки. Во-первых, нет технологий для добычи в таких условиях, не только в России, нет нигде в мире. Во-вторых, при цене нефти в 100 или даже 200 долларов за баррель месторождения восточной Арктики не будут рентабельны. Поэтому с точки зрения экологии можно быть спокойным за Арктику, ничего там добываться не будет, за исключением освоения месторождений Штокмана и Приразломного. Готов заключить пари на ящик французского коньяка», - заявил он. К тому же, в Арктике мало нефти, основная часть запасов приходится на газ. На рынке наблюдается избыток предложения газа, в таких условиях поставки с арктического шельфа гарантированно неконкурентоспособны.


Александр Василенко, депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии в выступлении отметил, что законодательное регламентирование работы на шельфе далеко от идеала и требует серьёзной доработки. "Система распределения участков на арктическом шельфе нелогична. «Какие компании допускаются к работе на шельфе? Государственные. Но в «Газпроме» государству принадлежит 50,5%, в «Роснефти» - 72%. Сказать что это полностью государственные компании, я не могу. Это компании с государственным участием, с государственным управлением. Шельфовые месторождения распределены между «Роснефтью» и «Газпромом», но во всех проектах присутствуют иностранные партнёры - ExxonMobol, Statoil, Eni и другие. Я предлагаю ввести понятие национальной компании. Это компания, которая зарегистрирована на территории России и платит налоги в России. Если компания выполняет эти требования, она может работать на шельфе», - сказал Александр Василенко.


Евгения Белякова, координатор Арктического проекта Greenpeace, подняла проблему безопасности танкерных перевозок нефтяных грузов. По мнению экологов, использование однокорпусных танкеров для перевозки нефти и тяжёлых нефтепродуктов совершенно недопустимо. Несмотря на то, что Россия присоединилась к международному запрету, из-за различных оговорок в России продолжают работу 157 однокорпусных судов для перевозки нефти и нефтепродуктов. Недавняя авария танкера "Надежда" на Дальнем Востоке показала, насколько это опасно для природы. Также Евгения Белякова выступила в защиту процедуры государственной экологической экспертизы, возможная отмена которой находится в стадии обсуждения. Она отчасти согласилась с критиками, которые называют экспертизу формальностью и называют её бюрократической процедурой, но указала на отсутствие других способов влияния на реализацию потенциально опасных проектов. «С точки зрения общественной организации могу сказать, что государственная экологическая экспертиза - это один из немногих механизмов, дающий возможность общественности получить информацию о реализации каких-то проектов и каким-либо образом повлиять на них. Государственная экологическая экспертиза должна быть сохранена», - уверена Евгения Белякова.


Организаторами круглого стола «Нулевой сброс в морской нефтедобыче» выступили РГУНГ им. Губкина, OilGasCom, «Агентство деловых коммуникаций». Прямую трансляцию обеспечивал информационный портал "Нефтянка".


Первое заседание комитета по мониторингу добычи нефти пройдет в Кувейте в январе 2017 г.
NGV ENglish
Читайте также :