media
media
Через голубой водород к зеленому
Нефть, газ и Карабах

Выдающийся нефтепроводчик России

        Куликов-А-А6 августа 2014 г. исполняется 95 лет со дня рождения Анатолия Алексеевича Куликова (1919–2000) - выдающегося руководителя и организатора нефтепроводного транспорта, заместителя начальника Главнефтеснаба РСФСР (1960–1970), первого начальника Глав-транснефти и члена Коллегии Министерства нефтяной промышленности СССР (1970–1980).


Анатолий Куликов родился в деревне Рупасово Мытищинского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В 1937 г. он окончил школу-десятилетку в Мытищах и сразу же поступил в Московский нефтяной институт по кафедре транспорта и хранения нефти.


После начала Великой Отечественной войны, осенью 1941 г., Анатолий Алексеевич, сдав досрочно экзамены за пятый курс, был направлен в Казахстан для работы на одном из крупнейших нефтепроводов того времени Гурьев - Орск. До конца 1944 г. он энергично трудился на различных объектах этой магистрали, сыгравшей в тяжелую военную пору важную роль в снабжении страны нефтью и нефтепродуктами. Затем он при содействии своего институтского преподавателя В.И.Черникина получил вызов в Москву для выполнения и защиты дипломного проекта, что не удалось ему сделать ранее из-за начавшейся войны. А в сентябре 1945 г. А.А.Куликов был зачислен на работу в Главное товарно-транспортное управление (ГТТУ) Наркомнефти СССР.


В начале 1947 г. Анатолий Алексеевич направляется в регион Второго Баку на должность главного инженера Уруссинской товарно-производственной конторы, основной функцией которой являлось обеспечение отгрузки нефти от крупнейшего в Европе Туймазинского месторождения. Там под его руководством (в трудных произ-водственных и бытовых условиях) были реконструированы и созданы многие нефтяные объекты. Одновременно шло сооружение магистрального нефтепровода Туймазы - Уфа, объявленного всенародной стройкой. А.А.Куликов непосредственно участвовал во вводе в действие нефтеперекачивающих станций «Нарышево» и «Субханкулово».


Осенью 1948 г. Анатолий Алексеевич вернулся в столицу на работу в ГТТУ. Вскоре его направили учиться на Высшие инженерные курсы Миннефтепрома СССР (ставшие затем Академией нефтяной промышленности – АНП), где проходили обучение руководящие работники отрасли для повышения профессионального уровня. Там под руководством В.И.Черникина (работавшего в АНП по совместительству) он подготовил и на «отлично» в 1950 г. защитил аттестационную работу по теме «Технико-экономические показатели магистральных нефтепроводов и газопроводов».


В 50-е годы прошлого столетия А.А.Куликов плодотворно трудился в разных по названию и подчиненности центральных ведомствах, решавших важнейшие для нашей страны вопросы, связанные с обеспечением нефтью и нефтепродуктами, - ГТТУ Министерства нефтяной промышленности (МНП) СССР, Главнефтесбыт МНП СССР, Главнефтесбыт при Госплане СССР, Росглавнефтеснабсбыт при Госплане РСФСР, Главнефтеснаб РСФСР. В апреле 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР он был назначен заместителем начальника Главнефтеснаба РСФСР.


Множество объектов отрасли транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов было построено при самом непосредственном участии Анатолия Алексеевича в 50-х и 60-х годах. Сложно их даже перечислить, поэтому упомянем лишь некоторые из них: нефтепроводы Туймазы - Бавлы, Софийское - Комсомольск, Бавлы - Куйбышев, Кротовка - Куйбышев, Туймазы - Омск, Ромашкино - Куйбышев - Саратов, Карская - Крымская - Новороссийск, Субханкулово - Азнакаево - Альметьевск, Альметьевск - Горький, Альметьевск - Молотов, Ишимбай - Орск, Горький - Рязань, Рязань - Москва, Горький - Ярославль, Тихорецк - Новороссийск, Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск, Шаим - Тюмень, Усть-Балык - Омск, Чернушка - Калтасы, Ярославль - Кириши, крупнейшая в мире нефтепроводная система «Дружба-1», магистральные нефтепродуктопроводы Уфа - Омск, Омск - Новосибирск, Уфа - Петропавловск, Куйбышев - Пенза - Брянск, крупнейшие российские комплексы по перевалке нефти (нефтебазы) в Новороссийске и Находке.


Начавшееся в 1960-х годах прошлого столетия открытие и освоение новых неф-тяных месторождений, прежде всего в Западной Сибири, привело к стремительному росту объемов добываемой нефти, что вызвало бурное развитие топливно-энергетического комплекса. Вовлечение в народное хозяйство новых месторождений нефти стало одной из центральных задач всей экономики Советского Союза, а создание крупных магистральных нефтепроводных линий - главным способом ее решения.


Все это настоятельно диктовало необходимость коренного изменения в сфере трубопроводного транспорта нефти. В феврале 1970 г. правительство СССР приняло постановление, в соответствии с которым в структуре Министерства нефтедобывающей промышленности было создано Главное управление по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть - ныне ОАО «АК «Транснефть») с функциями приема нефти от промыслов и поставки ее потребителям, включая поставку на экспорт. А.А.Куликов, как один из крупнейших специалистов-трубопроводчиков нашей страны, возглавил новый Главк, став первым начальником Главтранснефти. Тогда же он был утвержден членом Коллегии Министерства нефтяной промышленности СССР.


С самого начала работы в новой, исключительно ответственной должности Анатолий Алексеевич стал руководить (и самым детальным образом участвовать) лавинообразно нараставшим строительством и вводом в действие все новых и новых нефтепроводов, причем многие из них представляли собой очень крупные и мощные линии: крупнейший в мире «горячий» магистральный нефтепровод Узень - Гурьев - Куйбышев (диаметр 1020 мм), громадный трубопровод Александровское - Анжеро-Судженск, явившийся первой в отечественной и мировой практике нефтяной магистралью с диаметром труб 1220 мм, межгосударственная нефтепроводная система «Дружба-2», нефтепроводы-гиганты (диаметр 1220 мм) Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск, Нижневартовск - Курган - Куйбышев, Куйбышев - Лисичанск, Сургут - Полоцк. Эти колоссальные по своей мощности трубопроводы служили для доставки западносибирской нефти на многие нефтеперерабатывающие предприятия Советского Союза, а также давали основное наполнение системе «Дружба» и другим магистралям Европейской части страны, включая линии, подающие нефть для экспортных поставок. Создавалось уникальное «созвездие» огромных нефтепроводов, остающееся и по сей день крупнейшим во всем мире.


Много сил отдавал А.А.Куликов решению всевозможных проблем, связанных с вводом в действие и эксплуатацией этих гигантских, а также целого ряда других нефтепроводов. Он часто бывал в длительных (по месяцу и более) командировках в самых разных концах нашей необъятной страны, непосредственно на месте возглавляя и контролируя ход тех или иных работ. К концу 1970-х годов такая напряженная деятельность начала отражаться на здоровье и он принял решение оставить пост главного нефтепроводчика страны.


Но без работы Анатолий Алексеевич жить не мог и, передохнув полтора месяца, вновь пошел на службу. Немного проработав старшим диспетчером в Объединенном диспетчерском управлении Главтранснефти, он затем стал работать в институте Гипротрубопровод, где трудился в разных отделах на инженерных должностях до декабря 1993 г., когда окончательно ушел на пенсию.


Выйдя на заслуженный отдых, А.А.Куликов подготовил и опубликовал в 1996 г. замечательную брошюру «Становление трубопроводного транспорта нефти», в которой на основании собственного богатейшего опыта подробно изложил много фрагментов из истории отечественного трубопроводного транспорта. Он охотно делился своими воспоминаниями. Автор этой статьи, много раз посещая дома Анатолия Алексеевича, узнавал крайне интересные, уникальные сведения о его студенческих годах и сокурсниках по Московскому нефтяному институту, о его учителях, о коллегах по работе в Главнефтеснабе и Главтранснефти, о различных событиях, необычных эпизодах и случаях из его трубопроводной практики.


Многолетняя интенсивная профессиональная деятельность А.А.Куликова в нефтяной промышленности, незаурядные организаторские способности и исключительное трудолюбие принесли ему заслуженную славу выдающегося специалиста и руководителя, внесшего огромный вклад в формирование и развитие отрасли транспорта и хранения нефти и нефтепродуктов. Его имя прочно связано с созданием в нашей стране гигантской нефтепроводной системы - одного из важнейших звеньев современной индустрии. Детище труда Анатолия Алексеевича - магистральные трубопроводы продолжают и сегодня приносить пользу России и имеют важнейшее экономическое и оборонное значение.


Плодотворная долголетняя работа А.А.Куликова на благо Отчизны была отмечена целым рядом наград. Среди них два ордена Трудового Красного Знамени, орден Знак Почета, многие медали и почетные знаки СССР. Он являлся лауреатом премии имени И.М.Губкина. Ему были присвоены звания «Заслуженный нефтяник Башкирской АССР» и «Почетный нефтяник». Его имя занесено в книгу «Профессионалы нефтегазовой отрасли».

Первое заседание комитета по мониторингу добычи нефти пройдет в Кувейте в январе 2017 г.
Черноморско-Балтийский нефтетранспортный коридорДекарбонизация мировой экономики и Россия MD
Читайте также :