Свежий выпуск №9'16

ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫМИ УПРАВЛЯЮТ ВСЕ… РОССИЯ — ИСКЛЮЧЕНИЕ

Цена: 500 руб.
Купить журнал
Читайте в номере
Статья
Статья
Автор: АРКАДИЙ ЧЕРЕПАНОВ, Московская высшая школа инжиниринга
Московская высшая школа инжиниринга запускает программы повышения квалификации по комплексному инжинирингу с использованием программных продуктов Aspen Plus и Aspen HYSYS, позволяющие компаниям оптимизировать энергопотребление и снизить затраты. Руководители предприятий, где используются эти программные продукты, развивают компетенции персонала и получают в качестве инструмента максимально эффективные методики для принятия обдуманных, проверенных инженерными расчетами решений, позволяющих существенно улучшить производственные показатели…
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
В условиях падения цен на нефть власти и придворные эксперты вновь завели «старые песни о главном» — о необходимости диверсификации экономики. Удобный повод, чтобы заретушировать провалы экономической политики и заодно «допилить» и без того опустошенный бюджет. Тот же А.Чубайс свой коммунизм чуть не достроил, запросив — каждому по потребностям — очередные 89 млрд из средств ФНБ. Но всяк чиновник решительно отметает свою ответственность за несделанное. Тому же министру А.Улюкаеву нужно минимум 50 лет (не все внуки доживут), «чтобы Россия стала экономической сверхдержавой, ибо реальных предпосылок для быстрой реиндустриализации у страны нет». Вот так — вертикаль власти есть, а предпосылок нет. А на нет ни суда, ни ответственности нет. На извечные вопросы, кто виноват и что делать, страна свой ответ еще не скоро найдет… Возьмем нефтехимию, одну из немногих потенциальных точек роста, которой отводилась роль естественного моста между сырьевой и инновационной экономикой. Сколько громких слов сказано, сколько амбициозных планов принято! Но что в итоге? Как показала конференция «Сырьевой вектор развития газонефтехимии», организованная ЗАО «Альянс-Аналитика», отрасль движется по инерции. Ни стимулов, ни инвестиций, а дополнительные объемы продукции идут на экспорт, лишний раз подтверждая нашу роль в мире...
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
В последние годы королем отечественной нефтепереработки стало дизельное топливо. Благодаря строительству большого числа новых установок оно значительно опередило бензин по объемам производства и стало основной статьей российского экспорта нефтепродуктов. И одновременно превратилось в одно из наиболее уязвимых мест НГК, ибо объемы экспорта оказались в прямой зависимости от конъюнктуры европейского рынка. Политики ЕС пока предпочитают не акцентировать внимание на том, что Европа зависит от русского дизеля в большей степени, чем от русского газа. Но рано или поздно все может измениться — ужесточение санкций или развитие собственной европейской переработки могут закрыть путь отечественному дизтопливу в Старый Свет. Значит, надо развивать собственный рынок. Но как это сделать, если он сегодня густо окрашен в черные тона? Как отмечали участники конференции «Дизель-2016», организованной компаний Creon Energy, доля контрафакта на отечественных АЗС зашкаливает. Усилия Росстандарта, не имеющего реальных рычагов борьбы с «бодягой», тщетны.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Повышение с 1 апреля акцизов на бензин стало неприятным сюрпризом для автомобилистов. Не в восторге от этой меры и представители нефтяной отрасли. В условиях, когда власти искусственным образом сдерживают рост розничных цен на горючее, пострадать могут не столько рядовые автовладельцы, сколько именно производители топлива и трейдеры. Причем значимость данного вопроса выходит далеко за рамки чисто финансовых проблем ВИНК. Дело в том, что России в последние годы с изрядным трудом удалось достичь баланса по бензинам — их производство почти соответствует внутреннему потреблению, а экспорт и импорт незначительны. Между тем в результате экономического кризиса и сокращения инвестиций в отрасль ныне откладываются проекты по расширению производства автобензинов. И если в ближайшее время в силу все того же кризиса увеличения потребления горючего на внутреннем рынке не ожидается, то в среднесрочной перспективе, по мере восстановления экономики, страна может столкнуться с дефицитом бензинов. Как реагирует власть на эти вызовы? Конференция «Бензины-2016», организованная компанией Creon Energy, продемонстрировала, что у чиновников есть более насущная задача — любой ценой удержать цены на бензоколонках. Ведь выборы не за горами. Именно ради данной цели ФАС закручивает гайки, фактически заставляя компании пожертвовать экспортом и забыть об экспортном паритете внутренних цен. Заглядывать же дальше носа никто не решается. Стимулов для создания новых бензиновых мощностей становится все меньше, а значит, все больше предпосылок к возникновению нехватки топлива и ценового коллапса.
Одновременно нормотворческие изыски чиновников приводят к тому, что начиная со второй половины нынешнего года заправляться на многих АЗС будет небезопасно. Ибо после запрещения использования присадки ММА значительная часть производителей будет вынуждена добавлять в топливо вещества, откровенно убивающие двигатели. Неуклюжие попытки бороться с черным рынком топлива приведут не к исчезновению «бодяги», а к тому, что ее станет больше и она будет гораздо «злее».
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Сегодня около 80% всей нефти в России добывается посредством установок погружных электроцентробежных насосов (УЭЦН). По данным отраслевой статистики, с их помощью эксплуатировалось более 5 тыс. из примерно 6,2 тыс. новых скважин, введенных в стране в прошлом году. По сравнению со штанговыми глубинными насосами УЭЦН имеют ряд существенных преимуществ, включая более высокую производительность, позволяющую осуществлять подъем жидкости с глубин более 3 тыс. метров; простоту наземного оборудования, что обеспечивает ввод скважин в эксплуатацию в любое время года с минимальными затратами времени и средств; продолжительный межремонтный период; возможность проведения исследований в скважине без подъема насоса. Сегодня, когда процесс нефтедобычи все более усложняется, в том числе за счет растущей обводненности пластов, перечисленные факторы приобретают особое значение.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Сахалин стал пионером в деле реализации СПГ-проектов на территории России — на острове действует пока единственный такой завод в стране. А сегодня планируется еще как минимум три проекта. Участники каждого из них убедительно уверяют общественность в том, что именно их детище является наиболее перспективным источником поставок российского СПГ на рынки АТР. Но очевидно, что реализация всех трех проектов невозможна даже теоретически, ибо на троих приходится всего два реальных дополнительных источника газового сырья — активы «Сахалина-1» и Южно-Киринское месторождение «Сахалина-3». Как их поделить и какому из проектов суждено умереть? Сюжет этого «сахалинского детектива» закручивается все более лихо.
По сути, есть два варианта распутывания этого узла — «по силе» и «по правде». Первый вариант предполагает, что свои мощности сможет построить та компания, которой удастся выиграть в лоббистских играх и оттеснить своих соперников от вожделенных газовых ресурсов. Кто это будет — «Роснефть» или «Газпром»? В последнее время чаша весов вроде бы склонилась в сторону «Роснефти», которой удалось выиграть судебные тяжбы у Sakhalin Energy и снять препятствия на пути сооружения собственного (в партнерстве с ExxonMobil) завода на острове. Но она пока не спешит воспользоваться плодами этой победы. Второй вариант решения проблемы — компромисс, основанный на соображениях экономической целесообразности и долгосрочных геополитических интересах России. Расчеты экспертов показывают, что следование подобной логике заставляет отказаться от строительства отдельного завода в рамках «Сахалина-1».
Но зато «Роснефть» получит прецедент реализации своего газа на внутреннем рынке по экспортному нетбэку, а «Газпром» — гарантии сбыта газа, перекачиваемого по «Силе Сибири», вне зависимости от смены настроений Пекина. Попробуем подробнее разобраться в этом запутанном триллере.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Пока США, измученные изобилием дешевого газа, переполняющего хранилища после слишком теплой зимы, пытаются найти для него реальный выход на внешние рынки, Иран и Оман активизировали усилия по продвижению на рынок своего «голубого топлива». Особенно многообещающими представляются совместные СПГ-проекты этих двух государств Персидского залива, реализуя которые, они могут «по-соседски» помочь друг другу.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Запуск новых мощных СПГ-проектов на месторождениях Австралии, сопровождаемый решительным демпингом отпускных цен, обещает не только значительное обострение конкуренции на переполненном газовом рынке, но и дальнейшее осложнение судьбы сланцевых операторов США, замахнувшихся на экспортную экспансию. Контролируемый Chevron и ExxonMobil проект «Горгона» уже отправил первый супертанкер с экспортным СПГ, обещая рынкам около 16 млн тонн в год. А в целом же Страна кенгуру с помощью американских компаний в ближайшее время намерена довести экспортный объем СПГ до 60–70 млн тонн. Получается, что американо-австралийский СПГ становится поперек горла американским производителям СПГ-сланца. Ничего личного, только бизнес…
Статья
Уважаемый Шафагат Фахразович! Весь многочисленный коллектива «Татнефти» поздравляет вас с замечательным юбилеем! Крепкого здоровья, благополучия и счастья на долгие годы!
Статья
Автор: МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВ, ООО «ГЕКОН»
Развитие Российской Арктики подразумевает решение двух задач: освоение природных ресурсов, в первую очередь углеводородов, и создание глобального евро-азиатского Северного морского транспортного коридора, составной частью которого является Севморпуть. Эти процессы взаимосвязаны: создание современных транспортных схем по вывозу добываемой в регионе продукции нефтегазового комплекса на рынки северной части Азиатско-Тихоокеанского региона способствует развитию инфраструктуры Севморпути; снижает риски мореплавания, делая его привлекательным и для транзитных перевозок иных грузов, рост которых приводит к снижению ледокольных и иных сборов; уменьшает страховые издержки, что также благоприятно сказывается на развитии судоходства, в том числе и связанного с транспортировкой углеводородов.
В среднесрочной перспективе основной грузопоток Севморпути будет способствовать развитию экономики России, главным образом обеспечивая вывоз природных ресурсов, в первую очередь, углеводородов.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Обрушившиеся цены на нефть поставили под удар многие добычные проекты в различных регионах мира. И в первую очередь в группе риска оказались программы освоения российского арктического шельфа. Даже в случае самого благоприятного развития событий и увеличения котировок до $60–80 они все равно остаются нерентабельными. Что же делать в такой ситуации? Ответ на этот вопрос пытались найти участники конференции «Арктика и шельфовые проекты», прошедшей недавно в РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина. Дискуссия показала, что перед Россией — развилка из трех направлений.
Первый путь — движение по уже проторенному маршруту, но с заметным замедлением, с попыткой за счет очередной порции государственных льгот и преференций подтянуть рентабельность хотя бы к минимальному уровню. По сути, именно такой тактики сегодня придерживается Минэнерго, опираясь на планы причастных к Арктике недропользователей, которые от этих планов в любое время откажутся. Невзирая ни на что, этот путь ведет в тупик — в лучшем случае северные моря смогут дать 15 млн тонн нефти в год, что почти в два раза ниже прописанных в ЭС ’2035 уровней. И если регион не может стать заменой истощающимся промыслам Западной Сибири, то стоит ли игра свеч?
16 февраля 2016 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончался бывший генеральный директор ООО «РИТЭК-ИТЦ», кандидат технических наук, доктор электротехники, член-корреспондент академии Электротехники ПАВЛЕНКО ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ.
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Двумя самыми болезненными проблемами отечественного НГК сегодня являются освоение нетрадиционных запасов и обеспечение импортозамещения. И их решение упирается в один общий барьер — отсутствие системы испытаний и апробации новых технологий.
Как отмечали участники дискуссии в Аналитическом центре при Правительстве РФ, между наукой и реальным производством сегодня находится «долина смерти». Даже в тех случаях, когда отечественные разработчики создают технологии, конкуренто- способные на мировом рынке, нет почти никаких шансов внедрить их на практике. Ибо ни одна компания не купит кота в мешке, то есть технологию и оборудование, не прошедшие испытания в полевых условиях. А провести такие испытания попросту негде. О необходимости полигонов говорят уже более 10 лет. Но реальных успехов практически нет. Почему? В создании полигонов заинтересованы и разработчики технологий, и компании, и государство, но все ждут, что их организует кто-то другой и за свой счет. Однако ни лишних денег, ни желания нет ни у кого. А сами разработчики, даже объединившись в консорциумы, вряд ли потянут такие расходы. Казалось бы, пути решения проблемы есть — от законодательного принуждения компаний к инновациям до налогового стимулирования тех недропользователей, которые создают полигоны на своих месторождениях, от привлечения венчурного капитала до внедрения принципа раздела продукции в сфере инноваций или введения «налога на науку». Главное — наличие политической воли для решения данной задачи. Но какая воля в безденежье? Властям даже два и два сложить трудно: если полигонов нет, то как проверить качество импортозамещаемого оборудования? И если сам курс сомнений не вызывает, то предпринимаемые меры иначе как отраслевой профанацией не назовешь. «Долина смерти» станет нашим национальным технологическим памятником?
Статья
Автор: ВАЛЕРИЙ АНДРИАНОВ, «Нефтегазовая Вертикаль»
Недавнее заявление Сергея Донского о том, что доказанных извлекаемых запасов нефти в России осталось «всего» на 28 лет, вызвало большой резонанс в отраслевых кругах. Напомним, министр пояснил, что если считать «в лоб», то запасы достигают 29 млрд тонн и их достаточно для 57 лет добычи на текущем уровне.
Но полное понимание, где и как извлекать, есть только по 14 млрд тонн. Откровение министра стало одной из основных тем дискуссий на недавней конференции «Трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы» в Москве: повод если не для паники, то для серьезного беспокойства есть. Ухудшающаяся структура запасов негативно отразится на отечественной добыче не через три десятилетия, когда они «кончатся», а уже сегодня. Ибо извлечение сырья становится все более трудным и дорогостоящим делом.
На Первоуральском новотрубном заводе (входит в группу ЧТПЗ) запущена линия отделки высокоточных труб, предназначенных, в том числе, для нефтяного машиностроения. Инвестиционный проект позволит усовершенствовать качество продукции, увеличить объемы производства, а также заместить на рынке импортные аналоги.
Статья
Автор: АНДРЕЙ МЕЩЕРИН, «Нефтегазовая Вертикаль»
28 мая В.Богданову, генеральному директору «Сургутнефтегаза», исполняется 65 лет. Но принимать поздравления он начал значительно раньше. В апреле Владимир Леонидович стал Героем Труда России.
Как заработать высшую награду страны? 40 лет заниматься любимым делом, 32 года стоять у руля большой компании, привести ее к успеху и не довольствоваться достигнутым. В принципе, тогда уже и не столь важно, чем тебя наградят. Главный приз — результаты твоего труда. И еще, когда отдашь себя работе без остатка, всегда рискуешь остаться в тени своего успешного детища. Даже В.Путин, собравшийся было говорить о заслугах героя-нефтяника, не избежал искушения перечислить достижения возглавляемого им «Сургутнефтегаза». Когда В.Богданов принимал руководство «Сургутнефтегазом», ему было 33 года. И случилось это в совсем другой стране. Очень многое изменилось за эти годы. Но удивительным образом Владимир Леонидович смог перенести базовые ценности своей советской молодости в рыночную эпоху. И это дало превосходный результат.
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
В то время как американское лобби газового экспорта вместе с большинством национальных масс-медиа продолжают испытывать эйфорию от небывалого роста национальных запасов рекордно дешевого «голубого топлива», серьезные отраслевые специалисты (в том числе и в самих США) уже задумываются о возможных последствиях этого настораживающего изобилия.
В частности, интересную оценку развития сложившейся ситуации дает Артур Берман, директор Ассоциации по исследованию пика нефти и газа (ASPO), а по совместительству известный мастер по отлавливанию «копченых селедок» в мутных водах официальной энергетической статистики, совместно с экспертами Labyrinth Consulting Services. Это апрельское исследование представляется тем более любопытным, что позволяет нам добавить важные детали к живописной картине планов Вашингтона по расширению национального газового экспорта. Итак...
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Снятие запрета на вывоз нефти из страны привело к его сокращению (см. «Экспорт нефти из США: отлив вместо обещанного цунами?», стр. 4). Зато ускоренными темпами начал расти экспорт нефтепродуктов, обеспечение которого, в свою очередь, требует дальнейшего расширения закупок «черного золота», что уже и происходит — ведь собственная добыча продолжает падать, несмотря на широкую информационную кампанию, утверждающую обратное. Проблемы с энергетической независимостью?
 Примечательно, что свидетельством подобного развития событий служит отраслевая статистика США, а обращают внимание на это (порой невольно) даже собственно американские эксперты. Итак...
Статья
Автор: Аналитическая служба «Нефтегазовой Вертикали»
Минуло больше трех месяцев с тех пор, как слонам-республиканцам удалось преодолеть упрямство ослов-демократов в отношении к экспорту нефти, но на сегодня «гора явила мышь». Первый квартал, прошедший после официального снятия запрета, принес достаточно неожиданные результаты: объемы экспорта вместо ожидавшегося решительного роста даже немного подсократились. Что пока не приблизило реализацию надежд Дяди Сэма на открытие «новой эры в глобальной энергетике», о которой так настойчиво твердило нефтяное лобби в Конгрессе. Пар ушел в свисток?