30 января 2018

Перенос уплаты акциза на АЗС поддержит российскую экономику

Поделиться:
Средняя цена нефти Urals в 2017 году выросла почти на 27% к уровню 2016 года. Несмотря на благоприятную конъюнктуру мирового рынка нефти, рост ВВП России за 2017 год не дотянул до 2%. А промпроизводство выросло лишь на 1%, что вдвое ниже ожиданий Минэкономразвития и хуже показателей 2016 года. Не нужно быть экономистом, чтобы сделать вывод о далеко не лучшем состоянии экономики страны.

Средняя цена нефти Urals в 2017 году выросла почти на 27% к уровню 2016 года. Несмотря на благоприятную конъюнктуру мирового рынка нефти, рост ВВП России за 2017 год не дотянул до 2%. А промпроизводство выросло лишь на 1%, что вдвое ниже ожиданий Минэкономразвития и хуже показателей 2016 года. Не нужно быть экономистом, чтобы сделать вывод о далеко не лучшем состоянии экономики страны.


Предложение главы «Роснефти» Игоря Сечина о переносе уплаты акцизов с НПЗ на АЗС является не столько мерой поддержки российской нефтепереработки, сколько может оказать позитивное влияние на экономику страны в целом. К инициативе Игоря Ивановича следует прислушаться хотя бы потому, что его стараниями в России за короткое время был создан цивилизованный биржевой рынок нефтепродуктов.


Согласно недавней публикации ФАС России, доля налогов в конечной цене литра автомобильного топлива составляет порядка 65%. Это значительно больше, чем в США и приближается к уровню Западной Европы, где розничные цены на нефтепродукты самые высокие.


Напомним, что в соответствии с первоначальным проектом большого налогового маневра акциз на бензин и дизтопливо должен был уменьшиться для компенсации снижения экспортных пошлин. Однако в последние годы были произведены несколько повышений ставок акциза, которые обосновывались необходимостью финансирования дорожной инфраструктуры.


Комментируя рост акцизов на бензин и дизтопливо, министр финансов России Антон Силуанов заявил: «Эти деньги будут направлены на развитие дорожной сети, в первую очередь, в Крыму, в Калининграде и в целом по Российской Федерации».


Собственно, это первая причина, почему уплату акциза следует перенести на АЗС. Если акцизы направляются на финансирование строительства и ремонта дорог, то резонно собирать их с топлива, потребляемого именно на дорогах, но не с топлива для тракторов, сеялок, уборочных машин, карьерной и горнодобывающей техники, дизельных электростанций, тепловозов, водного транспорта…


Кандидат в президенты от КПРФ Павел Грудинин так прокомментировал положение дел в АПК и налоговую нагрузку на сельхозпроизводителей: «Одновременно с тем, что у нас достаточно большие издержки с точки зрения налогов и маленькая господдержка, мы платим еще и повышенные сборы: все, что везут по дорогам – это Платон. Мы в отличие от западных фермеров платим акцизы на топливо – то, что идет в дорожный фонд, хотя трактора не ездят по дорогам».


Таким образом, снижение топливных издержек, в том числе за счет более справедливого обложения акцизами нефтепродуктов в зависимости от специфики их использования, будет позитивно воспринято бизнесом и поддержит рост российской экономики.


Вторая причина, по которой уплату акциза целесообразно перенести на АЗС – две странности, связанные с этим налогом. Налог на добавленную стоимость начисляется на цену товара с акцизом – это значит, что налог платится с налога. Несколько лет назад это было не так заметно, однако со ставкой акциза на бензин на уровне 11213 рублей на тонну переплата за счет «двойного налогообложения» составляет 2018 рублей на тонну.


Вторая странность – акциз для покупателей нефтепродуктов возникает еще до момента производства товара на НПЗ. На биржевом рынке торгуются нефтепродукты с отгрузкой в течение 30 дней после заключения сделки, при этом цена товара включает акциз и НДС. Покупая бензин по цене на уровне 40 тыс. руб./т, участник рынка авансирует из этой суммы примерно 13231 руб./т акциза с доначисленным на него НДС, а это примерно треть рыночной цены товара.


Закупленный бензин еще не произведен и будет реализован на АЗС не ранее, чем через 2–3 месяца после биржевой сделки. Однако покупатель вынужден нести необоснованные издержки на обслуживание банковского кредита из-за авансирования акциза в момент покупки товара.


Перенос уплаты акциза на АЗС будет позитивным для всех участников рынка. Для АЗС это бесплатная кредитная линия, так как организация сможет покупать товар без акциза, продавать его уже с акцизом и затем в конце налогового периода уплачивать акциз в госбюджет.


Применительно к текущей цене бензина на бирже и ставке акциза, оптовые и розничные трейдеры смогут или, закупая тот же объем товара, сократить объем кредитной линии на треть, или, сохранив объем кредитной линии, закупить на треть больше бензина. В результате коммерческих запасов нефтепродуктов на российском рынке станет больше, что будет сглаживать ценовые колебания.


Для сетей АЗС реализация этой инициативы в совокупности приведет к сокращению операционных издержек до 2 рублей на литр, что будет способствовать стабилизации розничных цен.


Трудности с администрированием взимания акцизов на АЗС и с рисками ухода заправок от налогов преувеличены. Сейчас не 2003 год, кассовые аппараты стали онлайновыми, а, главное, россияне привыкли платить банковскими картами, потому что это удобно и сулит бонусы от банков и/или магазинов.


В качестве позитивного примера можно привести 2013 год. Тогда независимые участники российского рынка самостоятельно импортировали автобензин из Беларуси. Покупая товар на белорусской бирже, компании предоставляли белорусской стороне банковские гарантии на сумму акциза – так продавец страховал себя от рисков неуплаты акциза российскими импортерами бензина и возможных претензий от российских налоговиков. Этот пример показывает, что независимые участники рынка платят акцизы, и на рынке есть инструменты, которые позволяют контролировать риски недобросовестных действий контрагентов.


Наконец, перенос уплаты акциза на АЗС будет способствовать более справедливому распределению налоговой нагрузки между сегментами топливного рынка и станет отправной точкой в диалоге об актуализации принципов ценообразования на российском рынке нефтепродуктов.

Читайте также