16 апреля 2024

Растет непонимание будущего энергетики

Источник фото: Getty images
За год значительно выросло расхождение между крайними оценками сценариев развития мировой энергетики, говорится в докладе, выпущенном к 14-му симпозиуму МЭА-МЭФ-ОПЕК по перспективам энергетики, состоявшемся в феврале в Эр-Рияде. Единственное, в чем солидарны все источники, − в прогнозе роста спроса на электроэнергию, но профили генерации каждый видит по-своему.

Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК.

Перспективы развития энергетики подчеркивают необходимость «многоаспектного» подхода к энергопереходу наряду с расширением сотрудничества на межправительственном уровне в сфере инвестиций и технологических инноваций, говорится в преамбуле доклада. Клятва тотального перехода на ВИЭ в документе отсутствует.

Расхождения в прогнозах в области энергетики продолжают увеличиваться. Диапазон между высоким и низким сценариями общего спроса на первичную энергию в 2050 году более чем на 8% превышает показатели сегодняшнего мирового энергетического рынка. Столь же широкий разброс наблюдается в долгосрочных прогнозах спроса на нефть, природный газ, уголь, ядерную энергию и возобновляемые источники энергии.

Авторы объясняют такое фантастическое расхождение (больше, чем объем сегодняшнего производства) тем, что некоторые модели используют обратное прогнозирование («сверху вниз») и исходят из желаемой конечной цели, такой как достижение Net Zero к определенной дате, а затем моделируют путь к достижению данной цели. В других моделях используется подход «снизу вверх» с различными предположениями о том, как будет развиваться энергетика и каким образом геополитика повлияет на энергетическую безопасность и доступность ресурсов, а также как будут расти затраты на технологии.

Главный вывод доклада: несмотря на значительную неопределенность в краткосрочной, средне- и долгосрочной перспективе, единого линейного пути энергоперехода не существует. Для удовлетворения растущих мировых потребностей в энергии при одновременном сокращении выбросов парниковых газов потребуются все источники энергии и технологии. Кроме того, разные страны будут развиваться разными темпами в зависимости от внутренних обстоятельств, приоритетов, финансовых и технологических возможностей, говорится в докладе. Тем самым, по мнению ИРТТЭК, авторы отвергают насильственное навязывание любым странам каких-либо моделей развития энергетики, каждый выбирает свой путь самостоятельно, что неявно противоречит требованию ООН ко всем подписантам Парижского соглашения предоставлять к каждому СОР графики обезуглероживания энергетики. 

Основные моменты прогноза МЭА и ОПЕК на 2030 год:

• Согласованные с Парижским соглашением сценарии (IEA NZE, APS и OPEC AT) показывают снижение спроса на первичные энергоносители на 1-9% к 2030 году, при этом наибольшее снижение произойдет в спросе на уголь. В прошлом году сценарий МЭА по-прежнему предполагал небольшое увеличение спроса на первичное сырье для 2030.
• В то время как в четырех из шести сценариев МЭА и ОПЕК общий спрос на ископаемое топливо снижается в период с 2022 по 2030 год, доля ископаемого топлива в общем первичном спросе останется на высоком уровне − от 63 до 77% в 2030 году (по сравнению с 80% с докладом 2022 года).
• Спрос на нефть увеличится в период с 2022 по 2030 год в четырех из шести сценариев за счет роста в странах, не входящих в ОЭСР.
• Спрос на природный газ вырастет к 2030 году в трех из шести сценариев и будет определяться странами, не входящими в ОЭСР.
• Ожидается, что спрос на уголь снизится во всех сценариях. Размер снижения колеблется в пределах 6% (по данным OPEC Reference Case) до 44% в соответствии с новым сценарием МЭА. Снижение ожидается как в странах ОЭСР, так и в странах, не входящих в ОЭСР.
• Ожидается, что к 2030 году объем возобновляемых источников энергии, гидроэнергетики, биомассы и ядерной энергетики вырастет в общей сложности на 31-63% по всем шести сценариям.
• Ожидается, что поставки жидких углеводородов вырастут на 6 млн баррелей в сутки (мбс) в соответствии с планами МЭА и на 12 мбс в базовом сценарии ОПЕК. В сценарии IEA APS объем поставок снизится на 1 мбс. Основными участниками роста поставок жидких углеводородов являются страны ОПЕК, Латинской Америки и американские страны ОЭСР.
• Сценарий OPEC Reference Case предсказывает более чем в шесть раз высокий рост добычи в странах ОПЕК и более чем двукратный рост поставок за пределами ОПЕК к 2030 году по сравнению с базовым сценарием МЭА STEPS.
Базовые сценарии МЭА STEPS и ОПЕК Ref на 2030 год очень похожи − наиболее заметное различие в том, что ОПЕК предсказывает на 3% большую долю нефти. 

Прогноз структуры мирового рынка первичной энергии до 2030 года,
% от общего объема

1.png

К 2045 году различия в сценариях становится существеннее.
Основные моменты прогноза МЭА и ОПЕК на 2045 год:
• В этом году сценарии МЭА и ОПЕК еще больше разошлись, поскольку спрос на первичные энергоносители в сценариях ОПЕК в 2023 году по сравнению с 2022 годом был пересмотрен в сторону повышения, а сценарии МЭА в целом были пересмотрены в сторону понижения.
• В трех из шести сценариев прогнозируется устойчивый рост спроса на первичную энергию до 2045 года. Однако согласно новому сценарию МЭА, спрос на первичную энергию должен снизиться на 15% к 2045 году по сравнению с 2022 годом.
• Ожидается, что к 2045 году во всех шести сценариях рост производства возобновляемых источников энергии, гидроэнергии, биомассы и ядерной энергии составит в общей сложности от 95 до 224%.
• В сценарии МЭА NZE самый высокий уровень использования энергии, не связанной с ископаемым топливом, на 2050 года − 218 mboe/d.
• Четыре из шести сценариев показывают, что в 2045 году на ископаемые виды топлива будет приходиться более 50% первичной энергии (по сравнению с 80% в 2022 году).
• Спрос на жидкие энергоносители растет до 2030-х годов и остается на пике в соответствии со сценарием МЭА STEPS и базовым сценарием ОПЕК. В сценариях МЭА APS и NZE данный спрос сокращается после достижения пика из-за сокращения спроса в транспортном сегменте.
• В базовых сценариях МЭА STEPS и ОПЕК Reference Case, спрос на нефть в нефтехимическом секторе вырастет почти на 30% в течение прогнозируемого периода. 
• Добыча жидких углеводородов в сценарии ОПЕК Reference Case увеличится на 16 мбс между 2022 и 2045 годами, при этом 74% этого роста придется на страны ОПЕК, в США в данном сценарии добыча сократится ниже 2022 года.

 Прогноз мирового спроса на первичные энергоносители в шести основных сценариях (трех МЭА и трех ОПЕК), мбс

2.png

МЭА обвиняют в преднамеренном искажении прогнозов ради «проталкивания» энергоперехода, так что незачем удивляться снижению прогноза агентства в отношении углеводородов. Показателен рост всего за год во всех сценариях прогноза ОПЕК, который вроде бы свободен от идеологических установок.

Авторы сравнили прогнозы МЭА и ОПЕК с другими долгосрочными прогнозами 10 источников с их 23 сценариями. Большинство, 71%, предсказывают, что спрос на первичную энергию в 2050 году будет выше, чем в 2022 году. Сценарии, моделирующие амбициозную климатическую политику, показывают снижение или стабилизацию спроса на энергию.

Основные результаты прогнозов по 10 источникам:
• Диапазон между максимальным и минимальным прогнозом на 2050 год составляет 327 мбс, что на 8% превышает уровень спроса в 2022 году (!).
• В нескольких сценариях Net Zero спрос на нефть упадет более чем на 75% к 2050 году, в то время как в некоторых базовых сценариях за тот же период ожидается рост на 15%.
• Более половины всех сценариев показывают, что к 2050 году спрос на уголь сократится более чем на 50%, на ископаемые виды топлива придется более 50% от общего спроса на первичную энергию, спрос на ядерную энергию возрастет более чем на 50%.

 Сценарии спроса на первичную энергию до 2050 года, mboe/d

3.png

Сценарии МГЭИК (IPCC) выполнены в обратном порядке − задается искусственная модель повышения температуры и вычисляется, какой для нее должен быть профиль энергопотребления. На графике обратите внимание на оптимистичные прогнозы EIA (Информационного департамента Минэнерго США). Даже основной сценарий (EIA Ref) лежит выше всех остальных, а сценарий высокого экономического роста буквально улетает в небеса. EIA ни разу не был замечен в идеологических пристрастиях, так что стоит подумать, не так ли уж неправы ОПЕК и EIA, которые не сговариваясь дают самые оптимистичные прогнозы роста первичного потребления.

Самый большой разброс, что не удивительно, демонстрируют прогнозы доли ВИЭ. Нефтяники из ОПЕК, EIA, Exxon предлагают минимум, BP, Shell, Equinor дают чуть больше, а идеологи ВИЭ из МГЭИК, IRENA и МЭА не стесняются рисовать откровенно нереальные картинки 

 Доля спроса на первичную энергию ВИЭ

4.png

В большинстве базовых сценариев в 2050 году на долю возобновляемых источников энергии и ядерной энергетики придется 30-40% первичной энергии, а в амбициозных климатических сценариях 50-85%.

Структура потребления первичной энергии в 2050 году, % от общего объема

5.png

Как уже говорилось, диапазон между высоким и низким прогнозами спроса на первичную энергию на 2050 год превышает уровень спроса на 2022 год на 8% (!). Этот диапазон в данном докладе составляет 119 mboe/d по сравнению с 92 mboe/d в прошлогоднем докладе. Противостояние растет, то есть команды, разрабатывающие прогнозы, даже не пытаются хоть как-то согласовать свои цифры, что естественно для любых научных прогнозов в любой области. Поэтому инициатива Международного энергетического форума по сравнению прогнозов ОПЕК, МЭА и EIA, трех ведущих источников энергетической информации, чрезвычайно важна. 

Сценарии общего спроса на первичную энергию до 2050 года, mboe/d

6.png

Прогнозы общего спроса на жидкие углеводороды и нефть демонстрируют такое же расхождение, как и на первичную энергию.

 Общий спрос на жидкие углеводороды

7.png

Большинство сценариев показывают пик спроса на нефть в 2030-х годах, а затем стабилизацию или снижение спроса.

8.png

Четыре верхних кривых, упрямо показывающих рост спроса до 2050 года, принадлежат сценариям OPEC Laissez-Faire, OPEC Reference, EIA Ref и поддерживающему нефтяное знамя японскому Институту экономики энергетики IEEJ Reference. 

 Отметим, что в сценарии EIA Ref в 2050 году на нефть приходится 109 mboe/d, а на жидкие углеводороды 121 mboe/d, то есть на конденсат должно приходиться 12 mboe/d, − 10% общей добычи жидкостей.

Картина с природным газом похожа на картинку с нефтью: диапазон между высоким и низким прогнозами составляет более 6000 млрд. кубометров, что на ~45% больше, чем сегодняшний мировой рынок газа.

9.png


Большинство базовых сценариев показывают пик и падение спроса на уголь, хотя и более медленными темпами, чем амбициозные климатические сценарии.

10.png

Приводим в более крупном масштабе правый рисунок, чтобы лишний раз подчеркнуть смелость американского EIA. В сценарии EIA Ref информационный департамент показывает плато спроса до 2050 года, а в сценарии высокого экономического роста − повышение спроса на уголь! Невообразимая ересь в эпоху борьбы с глобальным потеплением. 

11.png

Диапазон высоких и низких прогнозов спроса на ВИЭ на 2050 год примерно в 5 раз превышает текущий спрос на ВИЭ!

Сценарии спроса на возобновляемые источники энергии до 2050 года, mboe/d

12.png

Более половины всех сценариев показывают, что спрос на ядерную энергию увеличится более чем на 50% в 2050 году по сравнению с уровнем 2022 года.

13.png

Единственное, с чем согласны все прогнозисты, так это с ростом спроса на электроэнергию. Большинство сценариев показывают, что к 2050 году производство электроэнергии почти удвоится.

Сценарии выработки электроэнергии на период до 2050 года, ТВтч/г

14.png

Комментарий ИРТТЭК. Мы поддерживаем EIA в их оптимистичном прогнозе спроса на уголь. Вполне реален сценарий резкого обвала добычи нефти, и тогда перед мировой экономикой встанет вопрос: откуда брать жидкое топливо для транспорта? Либо в топливо надо превращать газ, либо уголь. Но нарастить добычу газа и построить заводы по прекращению его жидкое топливо сложнее, особенно для выработки дизеля и тяжелого судового топлива, чем нарастить добычу угля и делать из него топливо по прекрасно отработанной технологии Фишера-Тропша. Цена топлива из угля на сегодня не принципиально выше цены топлива из нефти.

ИРТТЭК также считает реальным более быстрое строительство атомной генерации, чем это предполагают большинство сценариев, особенно в варианте проблем с китайской экономикой. Даже сейчас, когда Китай заваливает мир дешевыми панелями и ветряками, интерес к атомной генерации растет фантастическими темпами. А урана человечеству хватит примерно на столько же, на сколько хватит энергии от Солнца.