22 апреля 2019

Какими теперь будут российско-украинские энергетические отношения?

Украина выбрала Владимира Зеленского
Поделиться:
Украинский шоумен, кандидат от партии «Слуга народа» Владимир Зеленский победил на президентских выборах. По данным Центризбиркома Украины, обработавшего уже более 80% голосов, Зеленский набрал 73,09%, тогда как действующий президент Петр Порошенко – лишь 24,57%.

Опубликованные еще в воскресенье данные украинского Национального экзитпола свидетельствовали о том, что за Зеленского проголосовали 73,2% избирателей, а за Порошенко – 25,3%.

Петр Порошенко не стал дожидаться окончательного подсчета голосов и заявил, что покидает пост главы государства. «Но я твердо хочу подчеркнуть, что я не покидаю политику», – сказал Порошенко.

Именно при Порошенко Украина полностью отказалась от закупок российского газа (это произошло в 2015 году), предпочтя реверсные поставки из Европы, несмотря на то, что зачастую они обходились дороже, что признавал сам Порошенко.

Кроме того, действующие украинские власти до сих пор не смогли договориться о судьбе транзита российского газа через территорию Украины (действующий контракт истекает с началом 2020 года).
Владимира Зеленского часто называют пророссийски настроенным политиком, но изменится ли что-либо в энергетических отношениях России и Украины однозначно сейчас сказать сложно.

Украинский эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский считает, что в ближайшее время значительных изменений не произойдет. «Пока нет четкой позиции Зеленского», – указывает эксперт.

При этом Землянский не исключает, что может смениться руководство «Нафтогаза Украины». Однако инициировать увольнение главы компании Андрея Коболева может не Зеленский, а украинский премьер-министр Владимир Гройсман.

«И с этим Гройсман может начать парламентскую кампанию», – считает эксперт.

Глава российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов говорит, что Зеленский в плане энергетики – своеобразный «черный ящик».

«Но следует помнить, что повестка Порошенко «война и вера» провалилась, и теперь на первый план выходит экономика, – указывает Симонов. – А экономическая ситуация на Украине во многом обусловлена конфликтом с Россией. И исправить ее без решения газового вопроса невозможно».

Так, новые тарифы на газ для украинского населения, которое устало от Порошенко, были обусловлены не только требованиями МВФ, на которые ссылались украинские власти, но, в первую очередь, более высокими ценами реверса.

Поэтому, считает глава ФНЭБ, сейчас появляется благодатная почва для начала переговоров, тогда как при Порошенко ее просто не было. И наиболее актуальным является вопрос продолжения транзита через украинскую территорию.

Другой вопрос – нужно ли это самой России? Симонов напомнил, что РФ, пусть и не без трудностей, вполне успешно реализует газопроводные проекты «Северный поток-2» и «Турецкий поток», которые как раз и предназначены для того, чтобы поставлять в Европу газ в обход Украины.

«Конечно, Москва может сделать широкий жест и подписать новый контракт на транзит, – говорит Константин Симонов. – Но это будет означать, что трубы ТП и СП-2 окажутся ненужными».
Читайте также