13 сентября 2019

OMV: «Решение по OPAL не может быть окончательным»

Эксперты считают, что «Газпром» без труда сможет его оспорить
Поделиться:
Глава австрийской OMV Райнер Зеле уверен, что вердикт суда ЕС по газопроводу OPAL не может быть окончательным.

«Инвестиции в инфраструктуру в Германии потеряют рентабельность», – указал Зеле в интервью австрийскому изданию Die Presse.

OMV – один из основных партнеров «Газпрома» по проекту «Северный поток-2», компания предоставляет частичное финансирование проекта. Как заявил Зеле, решение суда по OPAL в любом случае не повлияет на участие OMV в «Северном потоке-2»
Газопровод OPAL – сухопутное продолжение российской трубы «Северной поток», проходящее по территории Германии. Мощность OPAL составляет 36 млрд кубометров.

Изначально Еврокомиссия предоставила «Газпрому» право пользоваться лишь 50% мощностей OPAL. Ситуация изменилась после решения, вынесенного в октябре 2016 года: «Газпром» получил возможность задействовать мощности OPAL полностью.

Однако Польша, которая с самого начала выступала против того, чтобы «Газпром» использовал OPAL на 100%, смогла добиться через суд восстановления ограничений. Соответствующее решение Европейский суд юстиции вынес 10 сентября.

В моменте это может сыграть важную роль, так как на 19 сентября намечены трехсторонние консультации по транзиту российского газа через территорию Украины. Действующий транзитный контракт истекает с началом 2020 года, решения о новом соглашении, либо продлении старого пока нет.

После вынесения вердикта суда ЕС, Польша заявила, что теперь «Газпром» не сможет полностью прекратить транзит через Украину.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков говорит, что у «Газпрома» будет достаточно правовых оснований, чтобы добиться отмены судебного решения.

«Решение суда ЕС принято, и оно должно быть исполнено, но «Газпром» и все его партнеры наверняка будут его оспаривать», – заявил Юшков «Нефтегазовой вертикали».

Эксперт отметил, что судебный вердикт был основан на том, что решение от 2016 года, разрешающее «Газпрому» полностью использовать OPAL, не учитывало риски для Польши (речь идет о рисках снижения доходов Польши от транзита российского газа, – НГВ). По словам Юшкова, доказать, что рисков для Польши нет, будет несложно, ведь, например, в 2018 году, когда «Газпром» задействовал OPAL полностью, объем транзита через польскую территорию не снижался.

«Кроме того, следует учитывать, что регулирования мощностей OPAL – это регулирование в рамках Третьего энергетического пакета ЕС, то есть – антимонопольное, направленное на защиту конкуренции, – говорит эксперт. – Но в случае с OPAL никакой конкуренции нет, альтернативный поставщик там не появлялся и не появится при любом сценарии: задействует ли «Газпром» мощности OPAL полностью, или только наполовину».
Читайте также