07 декабря 2017

Свердловская область открыла широкие перспективы производителям нефтегазового оборудования

Поделиться:
Свердловская область представляет собой наиболее выгодную площадку для локализации сервисных и машиностроительных предприятий, ориентированных на обеспечение потребностей нефтегазового сектора. Об этом было заявлено на бизнес-завтраке «Нефтегазовое машиностроение в России. Локализация и производственная кооперация», который прошел на днях на площадке представительства губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева в Москве.
Свердловская область представляет собой наиболее выгодную площадку для локализации сервисных и машиностроительных предприятий, ориентированных на обеспечение потребностей нефтегазового сектора. Об этом было заявлено на бизнес-завтраке «Нефтегазовое машиностроение в России. Локализация и производственная кооперация», который прошел на днях на площадке представительства губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева в Москве.

На мероприятии, организованном Корпорацией развития Среднего Урала (КРСУ) при поддержке информационно-аналитического центра «Рупек» и журнала «Нефтегазовая вертикаль», состоялся диалог крупнейших российских нефтегазовых компаний и производителей нефтегазового оборудования, которые обсудили реализацию программы импортозамещения, оценили потребности отрасли в техническом оснащении и перспективы развития нефтегазового машиностроения в России. Участниками и спикерами бизнес-завтрака, в частности, стали представители таких компаний и организаций, как ПАО «НК «Роснефть», Baker Hughes, Halliburton, Фонд развития моногородов, Союз немецких машиностроителей (VDMA), GEA в России, Caterpillar Eurasia, Elliott Group, Eni Russia, Sulzer Pumps Rus, Weatherford.

Дискуссию модерировал Санджар Тургунов, генеральный директор CREON Energy, ведущей консалтинговой компании в сфере нефтегазохимического комплекса и смежных индустрий.

Свен Флассхофф, генеральный директор VDMA, положительно оценил развитие нефтегазового машиностроения в России. По его словам, всё больше немецких машиностроителей приходят к решению о локализации в России, чему способствуют законодательные ограничения закупок импортной продукции, открытость регионов РФ к иностранным инвестициям, стремление российских производителей к организации совместных предприятий с зарубежными компаниями-лидерами отрасли. Эти тенденции подтвердил в своем приветственном слове Пьер Паоло Челесте, директор московского представительства Агентства по продвижению внешнеэкономической деятельности итальянских компаний (ИЧЕ).

Однако производители оборудования и технических решений для нефтегазового сектора обозначили барьеры на пути развития сегмента. В частности старший менеджер по локализации компании Halliburton Михаил Якубов отметил, что далеко не все российские предприятия готовы менять сложившуюся структуру, интегрировать европейскую систему контроля качества и организации производственных процессов. Он также обозначил проблему готовности greenfield-площадок в регионах и инфраструктурные ограничения.

Корпорация развития Среднего Урала в свою очередь представила анализ рынка Урала и Западной Сибири, продемонстрировав, что регион располагает уникальными преимуществами по размещению предприятий нефтегазового машиностроения. Главные плюсы – это расположение рядом с крупнейшими залежами нефти и газа (от границы Свердловской области до ближайшей буровой установки - 60 км), развитая сырьевая база и качественные промплощадки с готовой инфраструктурой.

Разместить производство компании могут, в том числе, на территориях с льготным налоговым режимом – в ТОСЭР «Краснотурьинск», где работает индустриальный парк «Богословский», или в особой экономической зоне «Титановая долина». Для локализации нефтехимических производств подходит специализированный «Химический парк «Тагил».

В Свердловской области работают крупнейшие российские металлургические компании. Уральские машиностроители ищут партнеров и нацелены на создание производств на своих мощностях. Отметим, что в регионе сосредоточено 35% российского рынка металлургического оборудования, производится 28% нефтегазового оборудования, 70% магистральных электровозов, в сегменте буровых установок регион занимает 90% рынка. Кроме того, инвесторов здесь ждут свыше 300 компаний МСБ - потенциальных поставщиков деталей и материалов для нефтегазовой отрасли.

Оливер Ческотти, президент GEA в России, отметил, что один их самых сложных вопросов для иностранных инвесторов – это поиск местных подрядчиков. Оливер Ческотти привел в пример сотрудничество GEA с компанией из Свердловской области «Гермес-Урал», производителем емкостного оборудования. «Это наш самый положительный опыт кооперации с малым предприятием. Они полностью обеспечивают качество и сроки поставок. Жаль, что не все компании следуют таким принципам работы», - сказал Оливер Ческотти.

«Мы гарантируем, что у нас вы найдете надежных поставщиков. Исторически Свердловская область является промышленным регионом, и за сотни лет у нас создана масштабная производственная инфраструктура», - заверил Никита Коскевич, заместитель гендиректора Корпорации развития Среднего Урала. Он привел в пример историю развития в регионе совместного проекта компании Siemens и группы «Синара» по производству скоростных элекропоездов. Siemens достигла уровня локализации в 80%, именно благодаря региональным поставщикам комплектующих.

Также Никита Коскевич представил комплексный подход КРСУ, которая сопровождает все этапы реализации инвестиционного проекта – от предоставления аналитической информации по рынкам и сырьевому обеспечению, подбора площадки локализации до получения инвестором мер господдержки и запуска нового производства.

Об уникальной программе финансирования инвестиционных проектов Фондом развития моногородов (ФРМ) рассказал первый заместитель генерального директора ФРМ Сергей Карпов. В настоящий момент Фонд может предоставить инициаторам проектов, в том числе резидентам ТОР «Краснотурьинск», финансирование на срок до 8 лет (такой срок займа не предлагает ни одна программа господдержки) по ставке 5% годовых. В будущем процентная ставка софинансирования будет ещё снижена – сейчас Фонд работает над этим, сообщил Сергей Карпов.

Участники бизнес-завтрака обсудили требования к машиностроительной продукции в рамках программы импортозамещения (снижение доли закупа импортного оборудования с 60% до 43% к 2020 году) и отметили, что локализация будет набирать темпы. Для компаний это снижение себестоимости, доступ к госзаказу и отсутствие европейских конкурентов.

Исполнительный вице-президент по развитию рынков в России и Центральной Азии крупнейшей итальянской нефтегазовой компании ENI, президент Ассоциации итальянской промышленности в России (Confindustria Russia) Эрнесто Ферленги выразил уверенность, что самый верный путь развития нефтегазового машиностроения – создание совместных предприятий. От российской стороны не обязательно нужны инвестиции, главное – это вход на рынок.
Читайте также